• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Невыполненные обещания

На прошедшей неделе состоялись четвертые совместные публичные обсуждения правоприменительной практики двух надзорных ведомств – Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) и Региональной службы по тарифам (РСТ) Нижегородской области. Там затрагивались вопросы, которые касаются каждого нижегородца. Например, является ли недостоверной реклама, если вам озвучили процентную ставку, превышающую указанную на сайтемикрофинансовой организации?

Организации уходят в тень

По словам заместителя начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Натальи Шумиловой, количество нарушений в рекламе финансовых услуг за последнее время сильно выросло. Это связано с тем, что требования к финансовым организациям ужесточаются. И те компании, которые не могут соответствовать новому законодательству, уходят в тень.

– Организации, которые должны уйти с рынка, переходят в неофициальную часть и работают под видом обществ с ограниченнойответственностью (ООО), индивидуальных предпринимателей, – говорит Наталья Шумилова. – Они ведут финансовую деятельность. Сотрудники прокуратуры выявляют факты, когда под видом магазинов ювелирных изделий предлагаются услуги ломбарда, займы выдаются под определенный процент. Такая деятельность является незаконной, а реклама – ненадлежащей.

Также, по ее словам, есть примеры, когда под ломбарды завуалированы комиссионные магазины. Дело в том, что ломбард, если он работаетлегально, подотчетен Центробанку России и должен соблюдать имеющееся законодательство. Комиссионный магазин, выдавший кредит, под закон «О ломбардах» не подпадает.

– Мы занимаемся пресечением ненадлежащей рекламы комиссионных магазинов, которые не являются ломбардами, но размещают рекламу займов. Сейчас рассматриваются дела в отношении нескольких предпринимателей. Отдельно хочется отметить деятельность комиссионных магазинов «Победа», которые работают как ломбарды и рекламируют займы потребителям, – отмечает сотрудница Нижегородского УФАС.

 

На свой страх и риск

По ее словам, взятый в таких «ломбардах» заем все равно придется выплачивать, хоть и выдан он незаконно. Правда, законность или незаконность займа в случае, если организация в одностороннем порядке поменяет условия, придется доказывать в суде. Бороться за своиправа также придется самостоятельно: «черные» кредиторы не подпадают под требования, которые предъявляются к легальнымфинансовым организациям.

– Ни одна подобная компания, в которую мы отправляли запрос, не смогла показать, из чего у нее складываются проценты по займу, – заметила выступающая. – Они рекламируют одно, а делают другое. И надо быть очень внимательными, когда заключаете с ними договор. Если они завтра захотят изменить условия, помешать им не сможет никто.

Это же касается размещенных на столбах объявлений. В них часто предлагают выдать заем быстро и без документов. О последствияхобращения к таким кредиторам говорить сложно, считает эксперт.

– Если нет наименования организации, надо задуматься, почему, – советует Наталья Шумилова. – Ведь жаловаться в случае чего будет не на кого.

Также эксперт рассказала, что их ведомство сталкивается с такими случаями, когда на автохлам, стоящий во дворе, устанавливают рекламный баннер известной страховой компании, которая предлагает услуги ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности). А когда люди обращаются по указанным телефонам и адресам, то попадают в неизвестное никому ООО, зарегистрированное на физическое лицо. Компания собирает деньги и исчезает, а телефон перестает работать.

– Мы начинаем разбираться – номера принадлежат физическим лицам, найти их невозможно. В результате дела закрывают, – объяснила сотрудница Нижегородского УФАС.

По ее мнению, нельзя звонить по таким объявлениям. Люди попадают в ловушку: заключая договор, рассчитывают на одно, а получаютдругое.

 

Торги с нарушением

Рассказали сотрудники ведомства и о способах применения недобросовестных практик при заключении контрактов с госорганами. Известно, чтобы отремонтировать или построить школу или детский сад, благоустроить территорию, закупить технику или продукты, государственным или муниципальным учреждениям приходится проводить конкурсы. Участие в них принимают несколько компаний. А побеждает та, которая предложит наименьшую цену.

Но компании сговариваются, чтобы не допустить сильного снижения стоимости контракта. Например, заявляются на конкурс, но не делаютпредложений о цене своих услуг. В итоге организация, которая чуть «уронит» предложенную органами власти цену, станет победителем. Другим подходом к процедуре является снятие добросовестных участников с торгов. А компания, которая снижает цену, отказывается заключать договор. В результате вся сумма достается оставшемуся участнику.

– Доказать недобросовестные практики сложно, – отмечает заместитель руководителя Нижегородского УФАС России Светлана Кирьякова. – Прямых доказательств мало.

Поэтому, по ее мнению, так важно взаимодействие контролирующего ведомства как с правоохранительными органами, так и общественностью.

 

Реклама с двойным дном

Недостоверная реклама связана не только с финансами. Ее много и в других сферах жизни. Мама одной моей знакомой 9 мая решила съездить на кладбище к родственникам. Пришлось вызвать такси, так как у пожилой женщины больные ноги. Однако оператор таксопарка даже не подумала предупредить, что в честь праздника они подняли тарифы за проезд. Взлетела итоговая сумма. В результатеу пенсионерки чуть не случился инфаркт, когда она узнала, сколько денег должна заплатить за поездку.

 Мы же смотрели вашу рекламу, там стояло 20 рублей за километр, а не 70, как вы сейчас называете, – лепетала она в испуге. На чтоей ответили в таксопарке, что это всего лишь реклама, а она сильно отличается от реальности.

– В таких случаях нужно обращаться в УФАС, – говорит Наталья Шумилова. – Для этого предоставить образец рекламного объявления и чек,где зафиксирована сумма поездки.

По ее словам, под нарушения подпадают любые невыполненные рекламные обещания. К примеру, если вам пообещали в подарок пищу, но не дали ее – это обман и недостоверная реклама.

– С точки зрения рекламы к нам могут обращаться и жители, и юридические лица, и органы власти. Мы будем оценивать ее законностьи содержание, – заметила эксперт.

Она уточнила, что не вся информация, размещенная на сайте компании, является рекламной. Если баннер переходит от «страницы» к «странице», то это будет являться рекламой на сто процентов.

Дарья Светланова

Фото из интернета