Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №791-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания»

Номер дела: 791-ФАС52-03/13
Дата публикации: 18 сентября 2013, 14:46

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Горохова М.В.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных  монополий;

- Литвиненко Н.В.

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

- Уватьев И.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

 

c участием:

- Чуприна И.И.

-

представителя ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (доверенность №07 от 28.08.2013);

- Костюковой Н.В.

-

представителя ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (доверенность №129-2013 от 12.08.2013);

- Урусова А.А.

-

представителя  ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (доверенность №132-2013 от 26.08.2013);

- Батанова А.А.

-

представителя ЗАО «Группа Компания «ИСКАНДЕР» (доверенность от 01.08.2013), -

 

рассмотрев дело  №791-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.6а, ГСП-659, ИНН 5257111223) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (далее также – заявитель) на действия ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее также – заказчик, ответчик, ОАО «ВВППК»), связанные с проведением открытого конкурса №60 на право заключения договора на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями. По мнению заявителя, заказчиком к претендентам на участие в конкурсе предъявлялись необоснованные требования, что привело к ограничению количества участников торгов.

По результатам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №791-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 23.07.2013 №309).

На заседании комиссии представитель заявителя пояснил, что установленные в пунктах 4.4, 2.2.1 конкурсной документации требования к товару, его производителю, работам, услугам в  их совокупности (в части необходимости представления документов в подтверждение прохождения сотрудниками претендента обучения у производителя турникетов УТ-2000 на предмет осуществления их модернизации) позволяют принять участие  в конкурсе только тем претендентам, которые на момент его проведения имеют необходимые документы от производителя искомых турникетов, и исключают возможность участия в торгах иных лиц, которые не имеют возможности в короткие сроки выполнить условия конкурсной документации в указанной части.

Представитель ответчика пояснила, что ОАО «ВВППК» при проведении искомого конкурса №60 каких-либо действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции допущено не было.

Указала, что, исходя из положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «ВВППК», к основным обязанностям заказчика относится установление требований к выполняемым работам и претендентам. При этом определение состава данных требований является правом заказчика с учетом соответствующих потребностей и целей проводимых закупочных процедур.

Требование конкурсной документации рассматриваемого открытого конкурса №60 о наличии в штате претендента работников, прошедших обучение у производителя турникетов на предмет осуществления их модернизации, обусловлено тем, что проведение данных работ лицами, не обладающими навыками работы с такого типа оборудованием, может привести к его повреждению или выходу из строя, что, в свою очередь, может парализовать деятельность ОАО «ВВППК» в части перевозки пассажиров.

Данное требование позволяет ОАО «ВВППК» быть уверенным, что претендент способен выполнить указанные работы качественно и в установленные сроки.

Включение в конкурсную документацию требования о предоставлении документа, подтверждающего совместимость решения по модернизации турникетного комплекса с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ», также направлено на получение заказчиком результата работ, удовлетворяющего его потребностям.

При этом конкурсной документацией всем потенциальным участникам были предоставлены равные права и условия участия в конкурсе; никому из потенциальных участников торгов преимуществ предоставлено не было.

Представителем заинтересованного лица по существу рассматриваемого дела пояснено, что ЗАО «Группа компаний «ИСКАНДЕР» являлось единственным участником искомого открытого конкурса, с которым ОАО «ВВППК» и был заключен договор на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги. На данный момент договор исполняется сторонами.

Также считает, что требование конкурсной документации о наличии в штате претендента работников, прошедших соответствующее обучение, является законным и обоснованным. Так, согласно Руководству по эксплуатации турникета УТ-2000 Л2.045.008-03 РЭ пуско-наладочные работы и ремонт технических средств комплекса УТ-2000 должны производить специалисты, прошедшие специальный курс обучения на предприятии-изготовителе ЗАО «ЭЛСИ».

В ходе заседания комиссии на основании статьи 46 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» объявлен перерыв до 05.09.2013 14 часов 00 минут.

Изучив материалы настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В силу статей 2 и 8 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 1 января 2013 года субъекты естественных монополий при размещении заказов на приобретение товаров (включая работы и услуги) для собственных нужд обязаны руководствоваться требованиями указанного Федерального закона и разработать собственные правовые акты, регламентирующие правила закупки (положения о закупке).

Во исполнение указанных норм права решением Совета директоров ОАО «ВВППК» (протокол от 16.03.2012 №24/12) утверждено Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «ВВППК» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения основными принципами размещения заказов, в частности, являются:

- отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;

- соблюдение норм законодательства Российской Федерации.

Абзацем 3 подпункта 3 пункта 8 Положения определено, что установление требований, не связанных с предметом процедуры размещения заказа, а также требований, создающих преимущественные условия претендентам, не допускается.

Разделом 4 Положения (пункты 40-83) регламентирован порядок проведения открытого конкурса на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В частности, пунктом 47 Положения установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к товару, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с рассматриваемым Положением 16.05.2013 генеральным директором ОАО «ВВППК» издан приказ №455 о проведении в срок до 30 июня 2013 года открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями (далее – Открытый конкурс №60).

16 мая 2013 года генеральным директором ОАО «ВВППК» утверждена конкурсная документация Открытого конкурса №60, заказчиком и организатором которого являлось само общество (далее – Конкурсная документация).

Согласно извещению о проведении Открытого конкурса №60, размещенному 17 мая 2013 года на сайте http://zakupki.gov.ru[1], дата и время окончания подачи заявок – 07.06.2013 10:00, то есть продолжительность приема заявок составила 20 полных календарных дней. В тот же день (07.06.2013) согласно условиям Конкурсной документации назначены процедуры вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса.

Пунктом 2.2.1 Конкурсной документации установлены обязательные квалификационные требования к участникам, среди которых  - наличие в штате претендента работников, прошедших обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000, что должно быть подтверждено копией действующего сертификата/иного документа, выданного производителем турникетов УТ-2000 работнику/работникам претендента, о том, что он/они прошли обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000 (подпункт 1 пункта 2.2.1 Конкурсной документации).

Разделом IV Конкурсной документации определено Техническое задание на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги (далее – Техническое задание).

 Согласно пункту 4.3 Технического задания в конкурсной заявке претендента должны быть изложены условия, соответствующие требованиям настоящего технического задания либо более выгодные для Заказчика.

Так, пунктом 4.4 (раздел 2 таблицы) в качестве обязательных требований к работам определено следующее: представленное претендентом решение по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги должно быть совместимо с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ». В подтверждение соответствия решения по модернизации требованиям, указанным в настоящем пункте, претендент представляет соответствующий документ/копию документа, выданный производителем турникетов УТ-2000.

Условия доступа претендента к участию в Открытом конкурсе №60 определены в пункте 2.3 конкурсной документации.

Так, подпунктом 2.3.3 Конкурсной документации установлено, что претендент не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:

1) непредставления претендентом документов, указанных в конкурсной документации, либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации о претенденте или о работах, в целях закупки которых проводится конкурс, не соответствующей действительности;

 2) несоответствия претендента требованиям, содержащимся, в частности, в подпункте 2.2.1 конкурсной документации.

Таким образом, для участия  в рассматриваемом конкурсе претендентам, в числе прочего, необходимо было представить следующие документы:

а) сертификат/иной документ, выданный производителем турникетов УТ-2000 работнику/работникам претендента, о том, что он/они прошли обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000;

б) документ, выданный производителем турникетов УТ-2000, подтверждающий совместимость представленного претендентом решения по модернизации с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ».

В целях получения разъяснений Конкурсной документации, а именно по пункту 2.2.1, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» 29 мая 2013 года направлен соответствующий запрос заказчику (исх.№108).

 04.06.2013 ОАО «ВВППК» в адрес названных лиц направлены ответы (исх.№№978, 979 соответственно), из которых следует, что производителем турникетов УТ-2000 является ЗАО «ЭЛСИ», которое осуществляет обучение специалистов по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000» и выдает по его итогам соответствующий сертификат. Также заявителю сообщено, что «длительность обучения составляет 5 рабочих дней»; «начало обучения подлежит предварительному согласованию и зависит от загруженности специалистов ЗАО «ЭЛСИ», задействованных в процессе обучения».

Указанный ответ ОАО «ВВППК» основан на ответе ЗАО «Электронные системы» (ЗАО «ЭЛСИ») в адрес заказчика (письмо от 30.05.2013 исх.№177/2).

В свою очередь, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» 30 мая 2013 года самостоятельно, не дожидаясь ответа заказчика, направило запрос в ЗАО «ЭЛСИ» о проведении в максимально короткие сроки обучения трех сотрудников предприятия на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000, по результатам которого выдать сертификат (иной документ), необходимый для участия в Открытом конкурсе №60. Кроме того, заявитель просил ЗАО «ЭЛСИ» выдать документ, подтверждающий совместимость решения ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями с оборудованием турникетов УТ-2000.

В ответ на указанный запрос ЗАО «ЭЛСИ» письмом от 31.05.2013 (исх.№179) сообщило, что готово провести обучение  специалистов предприятия в период с 10 по 14 июня по вышеуказанной программе и выдать по результатам соответствующий сертификат. Одновременно ЗАО «ЭЛСИ» сообщило, что для подтверждения совместимости решения по модернизации ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» с оборудованием турникетов УТ-2000 последнему необходимо предоставить описание соответствующего решения по модернизации, указав, что экспертное заключение по указанному вопросу будет предоставлено в срок 5 рабочих дней после предоставления необходимых документов.

В ответ на данное разъяснение 03 июня 2013 года ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» направило в адрес ЗАО «ЭЛСИ» письмо (исх.№114), в котором сообщило, что решение по модернизации будет проводиться путем обновления программного обеспечения оборудования и АРМ-оператора турникетными линиями без каких-либо конструктивных и функциональных изменений турникетных комплексов. В срок до 04.06.2013 заявитель просил ЗАО «ЭЛСИ» предоставить два документа, необходимых для участия в Открытом конкурсе №60 (документ, подтверждающий совместимость решения по модернизации с оборудованием турникетов УТ-2000, а также сертификат, подтверждающий прохождение обучения сотрудниками предприятия).

Письмом от 04.06.2013 (исх.№183) ЗАО «ЭЛСИ» подтвердило заявителю «совместимость универсального турникета УТ-2000 с оборудованием контроля доступа ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ», аналогичным с используемым в настоящее время на станциях Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги, в случае отсутствия каких-либо конструктивных и функциональных изменений в составе турникетных комплексов».

07 июня 2013 года ОАО «ВВППК» проведен искомый Открытый конкурс №60.

Так, согласно протоколу №1 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными заявками на участие в данной закупке поступила одна заявка от ЗАО «Группа компаний «ИСКАНДЕР» (115, Москва, Раушская набережная, д.14, офис 309, 311; далее – ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР»). Указанная заявка согласно журналу регистрации конвертов с заявками поступила 06.06.2013 в 14:35.

В протоколе №2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок указано, что названное общество допущено к участию в открытом конкурсе и, соответственно, признано его участником.

Среди документов, представленных ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР» имеются:

1) письмо ЗАО «ЭЛСИ» от 04.06.2013 исх.№184, адресованное в конкурсные комиссии пригородных компаний, в котором указано следующее: «настоящим подтверждаем, что решение по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями совместимо с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ». Совместимость подтверждается актом №1 проведения испытаний аппаратно-программного комплекса модернизации турникета УТ-2000 от 25 февраля 2011 года и соответствующим протоколом №1 от 25.02.2011».

Указанные акт проведения испытаний и соответствующий протокол также приложены участником конкурса к заявке. Из анализа названных документов следует, что они утверждены ОАО «Свердловская пригородная компания» и подписаны также представителями ЗАО «ЭЛСИ», ЗАО «РТСофт», которыми подтверждено «успешное проведение с «24» по «25» февраля 2011 г. испытаний аппаратно-программного комплекса модернизации турникета УТ-2000, расположенного на станции «Удельная» Октябрьской железной дороги, в части расширения функционала турникета до возможности работы с любым средством криптографической защиты проездных документов, в том числе, «штрихкодом «Инфотекс» и «штрихкодом «Микротех», а также записанными на электронные носители информации метками, имеющих криптографическую защиту (проездные документы, записанные на бесконтактные СМАРТ-карты)».

2) сертификат №СП 03/2012, которым ЗАО «Электронные системы» удостоверяет, что сотрудники ЗАО «ГК «Искандер» (всего 9 человек) прошли обучение по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000, УТ-2000.9, УТ-2005, УТ-2009».

Согласно вышеупомянутому протоколу №2 заседания конкурсной комиссии от 07.06.2013 ввиду подачи только одной заявки конкурс признан несостоявшимся на основании подпункта 2 пункта 78 положения и пункта 1.10.8 Конкурсной документации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 79 Положения, пунктом 1.10.9 Конкурсной документации заказчик в течение 3 (трех) дней со дня подписания  протокола, передает ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР» один экземпляр протокола, а также проект договора на выполнение работ, являющихся предметом искомого Открытого конкурса №60.

По результатам анализа приведенных фактических обстоятельств, оценки доводов лиц, участвующих в деле, доказательств в их взаимосвязи комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).

В рассматриваемом случае комиссией установлено, что требования пункта 4.4 Конкурсной документации №60 о необходимости представления в составе заявки документа, подтверждающего совместимость решения по модернизации с соответствующим оборудованием производителя турникета УТ-2000, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» могли быть исполнены, поскольку фактически письмом от 04.06.2013 (исх.№183), то есть до окончания срока приема заявок на участие в торгах (до 07.06.2013), ЗАО «ЭЛСИ» подтвердило совместимость универсального турникета УТ-2000 с оборудованием контроля доступа ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ».

В отношении условия конкурсной документации (пункт 2.2.1) относительно обязательного наличия в составе конкурсной заявки претендента сертификата о прохождении обучения у производителя турникетов УТ-2000 комиссия приходит к следующему.

В материалах дела имеется письмо ЗАО «ЭЛСИ» (от 03.09.2013 исх.№290), полученное в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, в котором названное лицо, привлеченное к участию в деле как располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, поясняет, что ЗАО «ЭЛСИ» осуществляет обучение специалистов по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000». Срок обучения составляет 5 рабочих дней, начало периода обучения подлежит предварительному согласованию и зависит от загруженности специалистов ЗАО «ЭЛСИ».

В указанном письме также поясняется, что обучение по вышеуказанной программе было возможно с 17 по 31 мая 2013 года включительно в случае обращения за прохождением указанного обучения и явкой специалистов для прохождения обучения в срок не позднее 27 мая 2013 года включительно.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что у заявителя имелось достаточно времени для того, чтобы решить вопрос о прохождении обучения сотрудников в ЗАО «ЭЛСИ». Между тем первоначальные запросы с просьбой о разъяснении условий конкурсной документации и порядке прохождения соответствующего обучения организатору торгов (ОАО «ВВППК») и производителю турникетов (ЗАО «ЭЛСИ») совершены заявителем лишь 30 мая 2013 года, то есть спустя 14 дней с момента объявления конкурса.

При указанных обстоятельствах у ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ», равно как и у иных возможных претендентов на участие в искомом конкурсе, имелось достаточно времени для получения документов, необходимых для участия в Открытом конкурсе №60. Между тем заявителем не предпринято необходимых мер для получения требуемых документов.

При указанных обстоятельствах у комиссии отсутствуют основания для квалификации действий ОАО «ВВППК» как нарушающие часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку факт создания преимущественных условий участия в торгах отдельным претендентам (участникам), не находит своего документального подтверждения.

На основании изложенного комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.6а, ГСП-659, ИНН 5257111223) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              А.А. Шумилов

 

Члены комиссии                                                                           М.В. Горохова

                                                                                                   Н.В. Литвиненко                                                                                                                                                                                                                                       И.В. Уватьев



[1] http://www.zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?purchaseId=328973&&purchaseMethodType=ok

 

stdClass Object ( [vid] => 11386 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства №791-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11386 [type] => solution [language] => ru [created] => 1380538354 [changed] => 1380538354 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1380538354 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Горохова М.В.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных  монополий;

- Литвиненко Н.В.

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

- Уватьев И.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

 

c участием:

- Чуприна И.И.

-

представителя ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (доверенность №07 от 28.08.2013);

- Костюковой Н.В.

-

представителя ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (доверенность №129-2013 от 12.08.2013);

- Урусова А.А.

-

представителя  ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (доверенность №132-2013 от 26.08.2013);

- Батанова А.А.

-

представителя ЗАО «Группа Компания «ИСКАНДЕР» (доверенность от 01.08.2013), -

 

рассмотрев дело  №791-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.6а, ГСП-659, ИНН 5257111223) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (далее также – заявитель) на действия ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее также – заказчик, ответчик, ОАО «ВВППК»), связанные с проведением открытого конкурса №60 на право заключения договора на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями. По мнению заявителя, заказчиком к претендентам на участие в конкурсе предъявлялись необоснованные требования, что привело к ограничению количества участников торгов.

По результатам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №791-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 23.07.2013 №309).

На заседании комиссии представитель заявителя пояснил, что установленные в пунктах 4.4, 2.2.1 конкурсной документации требования к товару, его производителю, работам, услугам в  их совокупности (в части необходимости представления документов в подтверждение прохождения сотрудниками претендента обучения у производителя турникетов УТ-2000 на предмет осуществления их модернизации) позволяют принять участие  в конкурсе только тем претендентам, которые на момент его проведения имеют необходимые документы от производителя искомых турникетов, и исключают возможность участия в торгах иных лиц, которые не имеют возможности в короткие сроки выполнить условия конкурсной документации в указанной части.

Представитель ответчика пояснила, что ОАО «ВВППК» при проведении искомого конкурса №60 каких-либо действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции допущено не было.

Указала, что, исходя из положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «ВВППК», к основным обязанностям заказчика относится установление требований к выполняемым работам и претендентам. При этом определение состава данных требований является правом заказчика с учетом соответствующих потребностей и целей проводимых закупочных процедур.

Требование конкурсной документации рассматриваемого открытого конкурса №60 о наличии в штате претендента работников, прошедших обучение у производителя турникетов на предмет осуществления их модернизации, обусловлено тем, что проведение данных работ лицами, не обладающими навыками работы с такого типа оборудованием, может привести к его повреждению или выходу из строя, что, в свою очередь, может парализовать деятельность ОАО «ВВППК» в части перевозки пассажиров.

Данное требование позволяет ОАО «ВВППК» быть уверенным, что претендент способен выполнить указанные работы качественно и в установленные сроки.

Включение в конкурсную документацию требования о предоставлении документа, подтверждающего совместимость решения по модернизации турникетного комплекса с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ», также направлено на получение заказчиком результата работ, удовлетворяющего его потребностям.

При этом конкурсной документацией всем потенциальным участникам были предоставлены равные права и условия участия в конкурсе; никому из потенциальных участников торгов преимуществ предоставлено не было.

Представителем заинтересованного лица по существу рассматриваемого дела пояснено, что ЗАО «Группа компаний «ИСКАНДЕР» являлось единственным участником искомого открытого конкурса, с которым ОАО «ВВППК» и был заключен договор на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги. На данный момент договор исполняется сторонами.

Также считает, что требование конкурсной документации о наличии в штате претендента работников, прошедших соответствующее обучение, является законным и обоснованным. Так, согласно Руководству по эксплуатации турникета УТ-2000 Л2.045.008-03 РЭ пуско-наладочные работы и ремонт технических средств комплекса УТ-2000 должны производить специалисты, прошедшие специальный курс обучения на предприятии-изготовителе ЗАО «ЭЛСИ».

В ходе заседания комиссии на основании статьи 46 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» объявлен перерыв до 05.09.2013 14 часов 00 минут.

Изучив материалы настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В силу статей 2 и 8 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 1 января 2013 года субъекты естественных монополий при размещении заказов на приобретение товаров (включая работы и услуги) для собственных нужд обязаны руководствоваться требованиями указанного Федерального закона и разработать собственные правовые акты, регламентирующие правила закупки (положения о закупке).

Во исполнение указанных норм права решением Совета директоров ОАО «ВВППК» (протокол от 16.03.2012 №24/12) утверждено Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «ВВППК» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения основными принципами размещения заказов, в частности, являются:

- отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;

- соблюдение норм законодательства Российской Федерации.

Абзацем 3 подпункта 3 пункта 8 Положения определено, что установление требований, не связанных с предметом процедуры размещения заказа, а также требований, создающих преимущественные условия претендентам, не допускается.

Разделом 4 Положения (пункты 40-83) регламентирован порядок проведения открытого конкурса на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В частности, пунктом 47 Положения установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к товару, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с рассматриваемым Положением 16.05.2013 генеральным директором ОАО «ВВППК» издан приказ №455 о проведении в срок до 30 июня 2013 года открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями (далее – Открытый конкурс №60).

16 мая 2013 года генеральным директором ОАО «ВВППК» утверждена конкурсная документация Открытого конкурса №60, заказчиком и организатором которого являлось само общество (далее – Конкурсная документация).

Согласно извещению о проведении Открытого конкурса №60, размещенному 17 мая 2013 года на сайте http://zakupki.gov.ru[1], дата и время окончания подачи заявок – 07.06.2013 10:00, то есть продолжительность приема заявок составила 20 полных календарных дней. В тот же день (07.06.2013) согласно условиям Конкурсной документации назначены процедуры вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса.

Пунктом 2.2.1 Конкурсной документации установлены обязательные квалификационные требования к участникам, среди которых  - наличие в штате претендента работников, прошедших обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000, что должно быть подтверждено копией действующего сертификата/иного документа, выданного производителем турникетов УТ-2000 работнику/работникам претендента, о том, что он/они прошли обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000 (подпункт 1 пункта 2.2.1 Конкурсной документации).

Разделом IV Конкурсной документации определено Техническое задание на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги (далее – Техническое задание).

 Согласно пункту 4.3 Технического задания в конкурсной заявке претендента должны быть изложены условия, соответствующие требованиям настоящего технического задания либо более выгодные для Заказчика.

Так, пунктом 4.4 (раздел 2 таблицы) в качестве обязательных требований к работам определено следующее: представленное претендентом решение по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги должно быть совместимо с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ». В подтверждение соответствия решения по модернизации требованиям, указанным в настоящем пункте, претендент представляет соответствующий документ/копию документа, выданный производителем турникетов УТ-2000.

Условия доступа претендента к участию в Открытом конкурсе №60 определены в пункте 2.3 конкурсной документации.

Так, подпунктом 2.3.3 Конкурсной документации установлено, что претендент не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:

1) непредставления претендентом документов, указанных в конкурсной документации, либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации о претенденте или о работах, в целях закупки которых проводится конкурс, не соответствующей действительности;

 2) несоответствия претендента требованиям, содержащимся, в частности, в подпункте 2.2.1 конкурсной документации.

Таким образом, для участия  в рассматриваемом конкурсе претендентам, в числе прочего, необходимо было представить следующие документы:

а) сертификат/иной документ, выданный производителем турникетов УТ-2000 работнику/работникам претендента, о том, что он/они прошли обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000;

б) документ, выданный производителем турникетов УТ-2000, подтверждающий совместимость представленного претендентом решения по модернизации с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ».

В целях получения разъяснений Конкурсной документации, а именно по пункту 2.2.1, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» 29 мая 2013 года направлен соответствующий запрос заказчику (исх.№108).

 04.06.2013 ОАО «ВВППК» в адрес названных лиц направлены ответы (исх.№№978, 979 соответственно), из которых следует, что производителем турникетов УТ-2000 является ЗАО «ЭЛСИ», которое осуществляет обучение специалистов по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000» и выдает по его итогам соответствующий сертификат. Также заявителю сообщено, что «длительность обучения составляет 5 рабочих дней»; «начало обучения подлежит предварительному согласованию и зависит от загруженности специалистов ЗАО «ЭЛСИ», задействованных в процессе обучения».

Указанный ответ ОАО «ВВППК» основан на ответе ЗАО «Электронные системы» (ЗАО «ЭЛСИ») в адрес заказчика (письмо от 30.05.2013 исх.№177/2).

В свою очередь, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» 30 мая 2013 года самостоятельно, не дожидаясь ответа заказчика, направило запрос в ЗАО «ЭЛСИ» о проведении в максимально короткие сроки обучения трех сотрудников предприятия на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000, по результатам которого выдать сертификат (иной документ), необходимый для участия в Открытом конкурсе №60. Кроме того, заявитель просил ЗАО «ЭЛСИ» выдать документ, подтверждающий совместимость решения ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями с оборудованием турникетов УТ-2000.

В ответ на указанный запрос ЗАО «ЭЛСИ» письмом от 31.05.2013 (исх.№179) сообщило, что готово провести обучение  специалистов предприятия в период с 10 по 14 июня по вышеуказанной программе и выдать по результатам соответствующий сертификат. Одновременно ЗАО «ЭЛСИ» сообщило, что для подтверждения совместимости решения по модернизации ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» с оборудованием турникетов УТ-2000 последнему необходимо предоставить описание соответствующего решения по модернизации, указав, что экспертное заключение по указанному вопросу будет предоставлено в срок 5 рабочих дней после предоставления необходимых документов.

В ответ на данное разъяснение 03 июня 2013 года ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» направило в адрес ЗАО «ЭЛСИ» письмо (исх.№114), в котором сообщило, что решение по модернизации будет проводиться путем обновления программного обеспечения оборудования и АРМ-оператора турникетными линиями без каких-либо конструктивных и функциональных изменений турникетных комплексов. В срок до 04.06.2013 заявитель просил ЗАО «ЭЛСИ» предоставить два документа, необходимых для участия в Открытом конкурсе №60 (документ, подтверждающий совместимость решения по модернизации с оборудованием турникетов УТ-2000, а также сертификат, подтверждающий прохождение обучения сотрудниками предприятия).

Письмом от 04.06.2013 (исх.№183) ЗАО «ЭЛСИ» подтвердило заявителю «совместимость универсального турникета УТ-2000 с оборудованием контроля доступа ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ», аналогичным с используемым в настоящее время на станциях Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги, в случае отсутствия каких-либо конструктивных и функциональных изменений в составе турникетных комплексов».

07 июня 2013 года ОАО «ВВППК» проведен искомый Открытый конкурс №60.

Так, согласно протоколу №1 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными заявками на участие в данной закупке поступила одна заявка от ЗАО «Группа компаний «ИСКАНДЕР» (115, Москва, Раушская набережная, д.14, офис 309, 311; далее – ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР»). Указанная заявка согласно журналу регистрации конвертов с заявками поступила 06.06.2013 в 14:35.

В протоколе №2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок указано, что названное общество допущено к участию в открытом конкурсе и, соответственно, признано его участником.

Среди документов, представленных ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР» имеются:

1) письмо ЗАО «ЭЛСИ» от 04.06.2013 исх.№184, адресованное в конкурсные комиссии пригородных компаний, в котором указано следующее: «настоящим подтверждаем, что решение по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями совместимо с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ». Совместимость подтверждается актом №1 проведения испытаний аппаратно-программного комплекса модернизации турникета УТ-2000 от 25 февраля 2011 года и соответствующим протоколом №1 от 25.02.2011».

Указанные акт проведения испытаний и соответствующий протокол также приложены участником конкурса к заявке. Из анализа названных документов следует, что они утверждены ОАО «Свердловская пригородная компания» и подписаны также представителями ЗАО «ЭЛСИ», ЗАО «РТСофт», которыми подтверждено «успешное проведение с «24» по «25» февраля 2011 г. испытаний аппаратно-программного комплекса модернизации турникета УТ-2000, расположенного на станции «Удельная» Октябрьской железной дороги, в части расширения функционала турникета до возможности работы с любым средством криптографической защиты проездных документов, в том числе, «штрихкодом «Инфотекс» и «штрихкодом «Микротех», а также записанными на электронные носители информации метками, имеющих криптографическую защиту (проездные документы, записанные на бесконтактные СМАРТ-карты)».

2) сертификат №СП 03/2012, которым ЗАО «Электронные системы» удостоверяет, что сотрудники ЗАО «ГК «Искандер» (всего 9 человек) прошли обучение по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000, УТ-2000.9, УТ-2005, УТ-2009».

Согласно вышеупомянутому протоколу №2 заседания конкурсной комиссии от 07.06.2013 ввиду подачи только одной заявки конкурс признан несостоявшимся на основании подпункта 2 пункта 78 положения и пункта 1.10.8 Конкурсной документации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 79 Положения, пунктом 1.10.9 Конкурсной документации заказчик в течение 3 (трех) дней со дня подписания  протокола, передает ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР» один экземпляр протокола, а также проект договора на выполнение работ, являющихся предметом искомого Открытого конкурса №60.

По результатам анализа приведенных фактических обстоятельств, оценки доводов лиц, участвующих в деле, доказательств в их взаимосвязи комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).

В рассматриваемом случае комиссией установлено, что требования пункта 4.4 Конкурсной документации №60 о необходимости представления в составе заявки документа, подтверждающего совместимость решения по модернизации с соответствующим оборудованием производителя турникета УТ-2000, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» могли быть исполнены, поскольку фактически письмом от 04.06.2013 (исх.№183), то есть до окончания срока приема заявок на участие в торгах (до 07.06.2013), ЗАО «ЭЛСИ» подтвердило совместимость универсального турникета УТ-2000 с оборудованием контроля доступа ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ».

В отношении условия конкурсной документации (пункт 2.2.1) относительно обязательного наличия в составе конкурсной заявки претендента сертификата о прохождении обучения у производителя турникетов УТ-2000 комиссия приходит к следующему.

В материалах дела имеется письмо ЗАО «ЭЛСИ» (от 03.09.2013 исх.№290), полученное в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, в котором названное лицо, привлеченное к участию в деле как располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, поясняет, что ЗАО «ЭЛСИ» осуществляет обучение специалистов по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000». Срок обучения составляет 5 рабочих дней, начало периода обучения подлежит предварительному согласованию и зависит от загруженности специалистов ЗАО «ЭЛСИ».

В указанном письме также поясняется, что обучение по вышеуказанной программе было возможно с 17 по 31 мая 2013 года включительно в случае обращения за прохождением указанного обучения и явкой специалистов для прохождения обучения в срок не позднее 27 мая 2013 года включительно.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что у заявителя имелось достаточно времени для того, чтобы решить вопрос о прохождении обучения сотрудников в ЗАО «ЭЛСИ». Между тем первоначальные запросы с просьбой о разъяснении условий конкурсной документации и порядке прохождения соответствующего обучения организатору торгов (ОАО «ВВППК») и производителю турникетов (ЗАО «ЭЛСИ») совершены заявителем лишь 30 мая 2013 года, то есть спустя 14 дней с момента объявления конкурса.

При указанных обстоятельствах у ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ», равно как и у иных возможных претендентов на участие в искомом конкурсе, имелось достаточно времени для получения документов, необходимых для участия в Открытом конкурсе №60. Между тем заявителем не предпринято необходимых мер для получения требуемых документов.

При указанных обстоятельствах у комиссии отсутствуют основания для квалификации действий ОАО «ВВППК» как нарушающие часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку факт создания преимущественных условий участия в торгах отдельным претендентам (участникам), не находит своего документального подтверждения.

На основании изложенного комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.6а, ГСП-659, ИНН 5257111223) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              А.А. Шумилов

 

Члены комиссии                                                                           М.В. Горохова

                                                                                                   Н.В. Литвиненко                                                                                                                                                                                                                                       И.В. Уватьев



[1] http://www.zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?purchaseId=328973&&purchaseMethodType=ok

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Горохова М.В.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных  монополий;

- Литвиненко Н.В.

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

- Уватьев И.В.

-

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

 

c участием:

- Чуприна И.И.

-

представителя ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (доверенность №07 от 28.08.2013);

- Костюковой Н.В.

-

представителя ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (доверенность №129-2013 от 12.08.2013);

- Урусова А.А.

-

представителя  ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (доверенность №132-2013 от 26.08.2013);

- Батанова А.А.

-

представителя ЗАО «Группа Компания «ИСКАНДЕР» (доверенность от 01.08.2013), -

 

рассмотрев дело  №791-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.6а, ГСП-659, ИНН 5257111223) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» (далее также – заявитель) на действия ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (далее также – заказчик, ответчик, ОАО «ВВППК»), связанные с проведением открытого конкурса №60 на право заключения договора на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями. По мнению заявителя, заказчиком к претендентам на участие в конкурсе предъявлялись необоснованные требования, что привело к ограничению количества участников торгов.

По результатам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №791-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 23.07.2013 №309).

На заседании комиссии представитель заявителя пояснил, что установленные в пунктах 4.4, 2.2.1 конкурсной документации требования к товару, его производителю, работам, услугам в  их совокупности (в части необходимости представления документов в подтверждение прохождения сотрудниками претендента обучения у производителя турникетов УТ-2000 на предмет осуществления их модернизации) позволяют принять участие  в конкурсе только тем претендентам, которые на момент его проведения имеют необходимые документы от производителя искомых турникетов, и исключают возможность участия в торгах иных лиц, которые не имеют возможности в короткие сроки выполнить условия конкурсной документации в указанной части.

Представитель ответчика пояснила, что ОАО «ВВППК» при проведении искомого конкурса №60 каких-либо действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции допущено не было.

Указала, что, исходя из положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «ВВППК», к основным обязанностям заказчика относится установление требований к выполняемым работам и претендентам. При этом определение состава данных требований является правом заказчика с учетом соответствующих потребностей и целей проводимых закупочных процедур.

Требование конкурсной документации рассматриваемого открытого конкурса №60 о наличии в штате претендента работников, прошедших обучение у производителя турникетов на предмет осуществления их модернизации, обусловлено тем, что проведение данных работ лицами, не обладающими навыками работы с такого типа оборудованием, может привести к его повреждению или выходу из строя, что, в свою очередь, может парализовать деятельность ОАО «ВВППК» в части перевозки пассажиров.

Данное требование позволяет ОАО «ВВППК» быть уверенным, что претендент способен выполнить указанные работы качественно и в установленные сроки.

Включение в конкурсную документацию требования о предоставлении документа, подтверждающего совместимость решения по модернизации турникетного комплекса с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ», также направлено на получение заказчиком результата работ, удовлетворяющего его потребностям.

При этом конкурсной документацией всем потенциальным участникам были предоставлены равные права и условия участия в конкурсе; никому из потенциальных участников торгов преимуществ предоставлено не было.

Представителем заинтересованного лица по существу рассматриваемого дела пояснено, что ЗАО «Группа компаний «ИСКАНДЕР» являлось единственным участником искомого открытого конкурса, с которым ОАО «ВВППК» и был заключен договор на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги. На данный момент договор исполняется сторонами.

Также считает, что требование конкурсной документации о наличии в штате претендента работников, прошедших соответствующее обучение, является законным и обоснованным. Так, согласно Руководству по эксплуатации турникета УТ-2000 Л2.045.008-03 РЭ пуско-наладочные работы и ремонт технических средств комплекса УТ-2000 должны производить специалисты, прошедшие специальный курс обучения на предприятии-изготовителе ЗАО «ЭЛСИ».

В ходе заседания комиссии на основании статьи 46 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» объявлен перерыв до 05.09.2013 14 часов 00 минут.

Изучив материалы настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В силу статей 2 и 8 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 1 января 2013 года субъекты естественных монополий при размещении заказов на приобретение товаров (включая работы и услуги) для собственных нужд обязаны руководствоваться требованиями указанного Федерального закона и разработать собственные правовые акты, регламентирующие правила закупки (положения о закупке).

Во исполнение указанных норм права решением Совета директоров ОАО «ВВППК» (протокол от 16.03.2012 №24/12) утверждено Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «ВВППК» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения основными принципами размещения заказов, в частности, являются:

- отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;

- соблюдение норм законодательства Российской Федерации.

Абзацем 3 подпункта 3 пункта 8 Положения определено, что установление требований, не связанных с предметом процедуры размещения заказа, а также требований, создающих преимущественные условия претендентам, не допускается.

Разделом 4 Положения (пункты 40-83) регламентирован порядок проведения открытого конкурса на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В частности, пунктом 47 Положения установлено, что конкурсная документация не должна содержать требования к товару, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с рассматриваемым Положением 16.05.2013 генеральным директором ОАО «ВВППК» издан приказ №455 о проведении в срок до 30 июня 2013 года открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями (далее – Открытый конкурс №60).

16 мая 2013 года генеральным директором ОАО «ВВППК» утверждена конкурсная документация Открытого конкурса №60, заказчиком и организатором которого являлось само общество (далее – Конкурсная документация).

Согласно извещению о проведении Открытого конкурса №60, размещенному 17 мая 2013 года на сайте http://zakupki.gov.ru[1], дата и время окончания подачи заявок – 07.06.2013 10:00, то есть продолжительность приема заявок составила 20 полных календарных дней. В тот же день (07.06.2013) согласно условиям Конкурсной документации назначены процедуры вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса.

Пунктом 2.2.1 Конкурсной документации установлены обязательные квалификационные требования к участникам, среди которых  - наличие в штате претендента работников, прошедших обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000, что должно быть подтверждено копией действующего сертификата/иного документа, выданного производителем турникетов УТ-2000 работнику/работникам претендента, о том, что он/они прошли обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000 (подпункт 1 пункта 2.2.1 Конкурсной документации).

Разделом IV Конкурсной документации определено Техническое задание на выполнение работ по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги (далее – Техническое задание).

 Согласно пункту 4.3 Технического задания в конкурсной заявке претендента должны быть изложены условия, соответствующие требованиям настоящего технического задания либо более выгодные для Заказчика.

Так, пунктом 4.4 (раздел 2 таблицы) в качестве обязательных требований к работам определено следующее: представленное претендентом решение по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями станций Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги должно быть совместимо с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ». В подтверждение соответствия решения по модернизации требованиям, указанным в настоящем пункте, претендент представляет соответствующий документ/копию документа, выданный производителем турникетов УТ-2000.

Условия доступа претендента к участию в Открытом конкурсе №60 определены в пункте 2.3 конкурсной документации.

Так, подпунктом 2.3.3 Конкурсной документации установлено, что претендент не допускается к участию в конкурсе в следующих случаях:

1) непредставления претендентом документов, указанных в конкурсной документации, либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации о претенденте или о работах, в целях закупки которых проводится конкурс, не соответствующей действительности;

 2) несоответствия претендента требованиям, содержащимся, в частности, в подпункте 2.2.1 конкурсной документации.

Таким образом, для участия  в рассматриваемом конкурсе претендентам, в числе прочего, необходимо было представить следующие документы:

а) сертификат/иной документ, выданный производителем турникетов УТ-2000 работнику/работникам претендента, о том, что он/они прошли обучение у производителя турникетов на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000;

б) документ, выданный производителем турникетов УТ-2000, подтверждающий совместимость представленного претендентом решения по модернизации с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ».

В целях получения разъяснений Конкурсной документации, а именно по пункту 2.2.1, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» 29 мая 2013 года направлен соответствующий запрос заказчику (исх.№108).

 04.06.2013 ОАО «ВВППК» в адрес названных лиц направлены ответы (исх.№№978, 979 соответственно), из которых следует, что производителем турникетов УТ-2000 является ЗАО «ЭЛСИ», которое осуществляет обучение специалистов по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000» и выдает по его итогам соответствующий сертификат. Также заявителю сообщено, что «длительность обучения составляет 5 рабочих дней»; «начало обучения подлежит предварительному согласованию и зависит от загруженности специалистов ЗАО «ЭЛСИ», задействованных в процессе обучения».

Указанный ответ ОАО «ВВППК» основан на ответе ЗАО «Электронные системы» (ЗАО «ЭЛСИ») в адрес заказчика (письмо от 30.05.2013 исх.№177/2).

В свою очередь, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» 30 мая 2013 года самостоятельно, не дожидаясь ответа заказчика, направило запрос в ЗАО «ЭЛСИ» о проведении в максимально короткие сроки обучения трех сотрудников предприятия на предмет осуществления модернизации турникетов УТ-2000, по результатам которого выдать сертификат (иной документ), необходимый для участия в Открытом конкурсе №60. Кроме того, заявитель просил ЗАО «ЭЛСИ» выдать документ, подтверждающий совместимость решения ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями с оборудованием турникетов УТ-2000.

В ответ на указанный запрос ЗАО «ЭЛСИ» письмом от 31.05.2013 (исх.№179) сообщило, что готово провести обучение  специалистов предприятия в период с 10 по 14 июня по вышеуказанной программе и выдать по результатам соответствующий сертификат. Одновременно ЗАО «ЭЛСИ» сообщило, что для подтверждения совместимости решения по модернизации ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» с оборудованием турникетов УТ-2000 последнему необходимо предоставить описание соответствующего решения по модернизации, указав, что экспертное заключение по указанному вопросу будет предоставлено в срок 5 рабочих дней после предоставления необходимых документов.

В ответ на данное разъяснение 03 июня 2013 года ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» направило в адрес ЗАО «ЭЛСИ» письмо (исх.№114), в котором сообщило, что решение по модернизации будет проводиться путем обновления программного обеспечения оборудования и АРМ-оператора турникетными линиями без каких-либо конструктивных и функциональных изменений турникетных комплексов. В срок до 04.06.2013 заявитель просил ЗАО «ЭЛСИ» предоставить два документа, необходимых для участия в Открытом конкурсе №60 (документ, подтверждающий совместимость решения по модернизации с оборудованием турникетов УТ-2000, а также сертификат, подтверждающий прохождение обучения сотрудниками предприятия).

Письмом от 04.06.2013 (исх.№183) ЗАО «ЭЛСИ» подтвердило заявителю «совместимость универсального турникета УТ-2000 с оборудованием контроля доступа ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ», аналогичным с используемым в настоящее время на станциях Нижний Новгород-Московский и Владимир Горьковской железной дороги, в случае отсутствия каких-либо конструктивных и функциональных изменений в составе турникетных комплексов».

07 июня 2013 года ОАО «ВВППК» проведен искомый Открытый конкурс №60.

Так, согласно протоколу №1 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными заявками на участие в данной закупке поступила одна заявка от ЗАО «Группа компаний «ИСКАНДЕР» (115, Москва, Раушская набережная, д.14, офис 309, 311; далее – ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР»). Указанная заявка согласно журналу регистрации конвертов с заявками поступила 06.06.2013 в 14:35.

В протоколе №2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке заявок указано, что названное общество допущено к участию в открытом конкурсе и, соответственно, признано его участником.

Среди документов, представленных ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР» имеются:

1) письмо ЗАО «ЭЛСИ» от 04.06.2013 исх.№184, адресованное в конкурсные комиссии пригородных компаний, в котором указано следующее: «настоящим подтверждаем, что решение по модернизации турникетного комплекса и АРМ-оператора управления турникетными линиями совместимо с оборудованием турникетов УТ-2000 производства ЗАО «ЭЛСИ». Совместимость подтверждается актом №1 проведения испытаний аппаратно-программного комплекса модернизации турникета УТ-2000 от 25 февраля 2011 года и соответствующим протоколом №1 от 25.02.2011».

Указанные акт проведения испытаний и соответствующий протокол также приложены участником конкурса к заявке. Из анализа названных документов следует, что они утверждены ОАО «Свердловская пригородная компания» и подписаны также представителями ЗАО «ЭЛСИ», ЗАО «РТСофт», которыми подтверждено «успешное проведение с «24» по «25» февраля 2011 г. испытаний аппаратно-программного комплекса модернизации турникета УТ-2000, расположенного на станции «Удельная» Октябрьской железной дороги, в части расширения функционала турникета до возможности работы с любым средством криптографической защиты проездных документов, в том числе, «штрихкодом «Инфотекс» и «штрихкодом «Микротех», а также записанными на электронные носители информации метками, имеющих криптографическую защиту (проездные документы, записанные на бесконтактные СМАРТ-карты)».

2) сертификат №СП 03/2012, которым ЗАО «Электронные системы» удостоверяет, что сотрудники ЗАО «ГК «Искандер» (всего 9 человек) прошли обучение по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000, УТ-2000.9, УТ-2005, УТ-2009».

Согласно вышеупомянутому протоколу №2 заседания конкурсной комиссии от 07.06.2013 ввиду подачи только одной заявки конкурс признан несостоявшимся на основании подпункта 2 пункта 78 положения и пункта 1.10.8 Конкурсной документации.

В соответствии с абзацем 1 пункта 79 Положения, пунктом 1.10.9 Конкурсной документации заказчик в течение 3 (трех) дней со дня подписания  протокола, передает ЗАО «ГК «ИСКАНДЕР» один экземпляр протокола, а также проект договора на выполнение работ, являющихся предметом искомого Открытого конкурса №60.

По результатам анализа приведенных фактических обстоятельств, оценки доводов лиц, участвующих в деле, доказательств в их взаимосвязи комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2).

В рассматриваемом случае комиссией установлено, что требования пункта 4.4 Конкурсной документации №60 о необходимости представления в составе заявки документа, подтверждающего совместимость решения по модернизации с соответствующим оборудованием производителя турникета УТ-2000, ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» могли быть исполнены, поскольку фактически письмом от 04.06.2013 (исх.№183), то есть до окончания срока приема заявок на участие в торгах (до 07.06.2013), ЗАО «ЭЛСИ» подтвердило совместимость универсального турникета УТ-2000 с оборудованием контроля доступа ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ».

В отношении условия конкурсной документации (пункт 2.2.1) относительно обязательного наличия в составе конкурсной заявки претендента сертификата о прохождении обучения у производителя турникетов УТ-2000 комиссия приходит к следующему.

В материалах дела имеется письмо ЗАО «ЭЛСИ» (от 03.09.2013 исх.№290), полученное в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, в котором названное лицо, привлеченное к участию в деле как располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, поясняет, что ЗАО «ЭЛСИ» осуществляет обучение специалистов по программе «Электромеханик по монтажу и наладке турникетов УТ-2000». Срок обучения составляет 5 рабочих дней, начало периода обучения подлежит предварительному согласованию и зависит от загруженности специалистов ЗАО «ЭЛСИ».

В указанном письме также поясняется, что обучение по вышеуказанной программе было возможно с 17 по 31 мая 2013 года включительно в случае обращения за прохождением указанного обучения и явкой специалистов для прохождения обучения в срок не позднее 27 мая 2013 года включительно.

Комиссия принимает во внимание тот факт, что у заявителя имелось достаточно времени для того, чтобы решить вопрос о прохождении обучения сотрудников в ЗАО «ЭЛСИ». Между тем первоначальные запросы с просьбой о разъяснении условий конкурсной документации и порядке прохождения соответствующего обучения организатору торгов (ОАО «ВВППК») и производителю турникетов (ЗАО «ЭЛСИ») совершены заявителем лишь 30 мая 2013 года, то есть спустя 14 дней с момента объявления конкурса.

При указанных обстоятельствах у ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ», равно как и у иных возможных претендентов на участие в искомом конкурсе, имелось достаточно времени для получения документов, необходимых для участия в Открытом конкурсе №60. Между тем заявителем не предпринято необходимых мер для получения требуемых документов.

При указанных обстоятельствах у комиссии отсутствуют основания для квалификации действий ОАО «ВВППК» как нарушающие часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку факт создания преимущественных условий участия в торгах отдельным претендентам (участникам), не находит своего документального подтверждения.

На основании изложенного комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 48 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, д.6а, ГСП-659, ИНН 5257111223) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) общества.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                              А.А. Шумилов

 

Члены комиссии                                                                           М.В. Горохова

                                                                                                   Н.В. Литвиненко                                                                                                                                                                                                                                       И.В. Уватьев

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 791-ФАС52-03/13 [format] => [safe_value] => 791-ФАС52-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-18 10:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-18 10:46:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1380538354 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )