Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - Ильин И.В. | - - | председатель комиссии, заместитель руководителя управления; член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Литвиненко Н.В. - Талалушкин Д.В. | - - | член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
| | |
с участием:
- Смирнова А.В. | - | представителя ОАО «Теплоэнерго» (доверенность №130 от 01.08.2012); |
- Кудряшова Н.А. | - | председателя совета многоквартирного дома (протокол внеочередного общего собрания №2 от 19.11.2012),- |
рассмотрев дело №529-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (бульвар Мира, дом 14, город Нижний Новгород, 603086, ИНН 52570872027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление председателя совета многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода (далее - Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Теплоэнерго» (далее - ОАО «Теплоэнерго»), связанные, по мнению Заявителя, с необоснованным начислением платы за горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета.
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №529-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Теплоэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 24 мая 2013 года №215).
На заседании комиссии Заявитель пояснил, что с июля 2012 года в платежные документы включена позиция показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за потребленное горячее водоснабжение. Как пояснил Заявитель, в доме №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода общедомовой прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установлен.
Представитель ОАО «Теплоэнерго» пояснил, что горячее водоснабжение спорного дома осуществляется с использованием установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Данный тепловой пункт, расположенный на расстоянии 5 метров от искомого дома, находится в собственности муниципалитета и передан во владение ОАО «Теплоэнерго» на основании соответствующего договора. Установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды ОАО «Теплоэнерго» считает общедомовым и использует его показания при начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды. Показания указанного прибора учета холодной воды применялись в расчетах с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Впоследствии на заседании комиссии представитель ОАО «Теплоэнерго» уточнил, что сумма начислений жителям искомого дома за услугу горячего водоснабжения с применением показаний прибора учета холодной воды составила меньше по сравнению с начислениями по нормативу потребления и по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды. Кроме того, ОАО «Теплоэнерго» письмом №421-4592 от 02.04.2013 уведомило ООО «Центр – СБК» о неприменении в расчетах за услугу «горячее водоснабжение» показаний данного прибора учета, а также о произведении перерасчета за весь период его применения.
Заинтересованное лицо (ОАО «ДК Ленинского района) и лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (ООО «Центр – СБК»), надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии не явились, явку представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, улица Менделеева, дом 5, - находится в управлении общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания Ленинского района» (далее – ОАО «ДК Ленинского района»). В целях теплоснабжения указанного многоквартирного дома (в том числе поставке горячего водоснабжения) между названными исполнителем коммунальных услуг и ОАО «Теплоэнерго» заключен договор купли-продажи тепловой энергии №9535 от 01.08.2006 (далее – договор №9535). По условиям договора №9535 «оплату поставленного коммунального ресурса и услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребители производят непосредственно Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающая организация организует расчеты с потребителями самостоятельно или с привлечением сторонней организации, применяет порядок определения размера платы за коммунальные услуги (с использованием приборов учета либо при их отсутствии), установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» (пункты 4.1 и 4.2 договора №9535).
Условия договора №9535 от 01.08.2006 указывают на то, что ОАО «ДК Ленинского района» не участвует в отношениях, складывающихся между ОАО «Теплоэнерго» и жителями рассматриваемого дома в связи с обязательствами последних по оплате поставленных ресурсов, что исключает возможность домоуправляющей организации изменять порядок начисления платы за коммунальные услуги без согласия ОАО «Теплоэнерго». ОАО «Теплоэнерго» осуществляет (через ООО «Центр-СБК») работу по организации расчётов с потребителями и получает денежные средства с жителей за поставленную тепловую энергию (в том числе за горячее водоснабжение), что обусловливает наличие правоотношений именно между ОАО «Теплоэнерго» и жителями многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода.
Таким образом, заключенный между ОАО «Теплоэнерго» и ОАО «ДК Ленинского района» договор №9535 предполагает, что обязательства потребителей по оплате услуг горячего водоснабжения возникают непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, что каким-либо нормативным правовым актам не противоречит.
Горячее водоснабжение дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода осуществляется с помощью установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Показания прибора учета холодной воды «снимаются» работниками ОАО «Теплоэнерго» ежедневно и заносятся в журнал учета.
Между ОАО «Теплоэнерго» и ООО «Центр – СБК» заключен договор №22-1/77 от 08.08.2006 на информационно – расчетное обслуживание. Согласно данному договору ООО «Центр-СБК» осуществляет расчет и начисление стоимости услуги «горячее водоснабжение» предоставляемой, в том числе и для жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, а также перевод платежей потребителей за потребленные коммунальные ресурсы на расчетный счет ОАО «Теплоэнерго».
В начале месяца, следующего за расчетным, показания прибора учета холодной воды передаются в ООО «Центр-СБК» для расчета размера платы за горячее водоснабжение гражданам – потребителям искомого многоквартирного дома. При этом из анализа текста писем (№421-10977 от 13.07.2012; №421-12381 от 08.08.2012; №421-15180 от 14.09.2012 и другие) ОАО «Теплоэнерго» в адрес ООО «Центр-СБК», которыми направлялись (в приложении) показания приборов учета следует, что по рассматриваемому многоквартирному дому данные предоставлялись как по общедомовому прибору учета горячего водоснабжения.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства в их совокупности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом территориального антимонопольного органа от 18.11.2005 №153 (с изменениями от 07.04.2010 № 302) ОАО «Теплоэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «тепловая энергия», «передача тепловой энергии» в географических границах города Нижнего Новгорода (в границах присоединенных тепловых сетей данного хозяйствующего субъекта) с долей на рынке более 50%.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии (горячее водоснабжение) и оказания услуг по ее передаче в географических границах присоединенных тепловых сетей, следовательно, действия общества могут быть предметом проверки антимонопольного органа.
2. ОАО «Теплоэнерго», посчитав, что установленный в индивидуальном пункте прибор учета холодной воды, не являющийся собственностью жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, является общедомовым прибор учета, с 01.07.12 по 31.08.2012 применяло порядок расчета платы за потребленный коммунальный ресурс в соответствии с формулой №9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307; в период с 01.09.2012 по 28.02.2013 в соответствии с формулами №№1, 4 (по индивидуальному потреблению коммунальной услуги), формулами №№10, 12 (по объему потребления на общедомовые нужды) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). Как видно, в этом случае при выставлении платы за услугу «горячее водоснабжение» учитываются коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (т.е. объем потребления горячей воды на общедомовые нужды). Между тем, применение такого порядка расчета неправомерно по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»15.02.2013, «общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» - части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности собственников помещений в данном доме.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие право владения и пользования ОАО «Теплоэнерго» индивидуальным тепловым пунктом, находящимся в 5 метрах от искомого дома (договор аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода №04.015.А.Н. от 04.05.2007), со всем инженерно-техническим оборудованием, включая прибор учета холодной воды. Таким образом, предположение ОАО «Теплоэнерго», что установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды является общедомовым прибором учета жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, является ошибочным. Следовательно, при расчете платы за горячую воду должен применяться порядок, предусмотренный пунктом 42 Правил №354 (без учета показаний прибора учета холодной воды, установленного в индивидуальном тепловом пункте).
3. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При этом согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в статье 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4).
Оценив в совокупности приведенные выше фактические обстоятельства положения нормативных правовых актов, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «Теплоэнерго» нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Одновременно с этим в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено, что ОАО «Теплоэнерго» в адрес ООО «Центр – СБК» направлено письмо от 02.04.2013 №421-4592 следующего содержания: «в связи с уточнением списка жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ), прошу не производить начисления за услугу «горячее водоснабжение» по ОДПУ жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, так как в данном доме общедомовой прибор учета горячего водоснабжения отсутствует». Кроме того, по поручению ОАО «Теплоэнерго» в счетах – извещениях за апрель, май и июнь 2013 года по искомому дому произведен перерасчет за услугу «горячее водоснабжение» за период с июля 2012 года по февраль 2013 года в соответствии с пунктом 42 Правил №354.
Проанализировав отчет о перерасчете за услугу горячего водоснабжения за период с июля 2012 года по февраль 2013 года для жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, комиссией установлено, что в результате применения показаний общедомового прибора учета холодной воды в рассматриваемый период собственники квартир №2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 37, 39 переплатили за данную коммунальную услугу. Так, например, в результате применения необоснованного порядка расчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения собственники квартиры №2 переплатили 435,97 рублей; собственники квартиры №9 – 427,54 рубля; собственники квартиры №30 – 483,51 рубля; собственники квартиры №37 – 418,43 рубля. Указанные обстоятельства подтверждают факт ущемления интересов названных собственников жилых помещений.
Между тем, принимая во внимание то обстоятельство, что собственникам жилых помещений многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода ответчиком сделан перерасчет, дело подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
р е ш и л а:
1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (603086, город Нижний Новгород, бульвар Мира, дом 14, ИНН 5257087027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
2. Рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (603086, город Нижний Новгород, бульвар Мира, дом 14, ИНН 5257087027) прекратить в связи c добровольным устранением выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии Н.В.Литвиненко
И.В. Ильин
Д.В. Талалушкин
stdClass Object
(
[vid] => 11387
[uid] => 5
[title] => Решение по делу №529-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Теплоэнерго»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 11387
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1380538934
[changed] => 1390896439
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1390896439
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. - Ильин И.В. | - - | председатель комиссии, заместитель руководителя управления; член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Литвиненко Н.В. - Талалушкин Д.В. | - - | член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
| | |
с участием:
- Смирнова А.В. | - | представителя ОАО «Теплоэнерго» (доверенность №130 от 01.08.2012); |
- Кудряшова Н.А. | - | председателя совета многоквартирного дома (протокол внеочередного общего собрания №2 от 19.11.2012),- |
рассмотрев дело №529-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (бульвар Мира, дом 14, город Нижний Новгород, 603086, ИНН 52570872027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление председателя совета многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода (далее - Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Теплоэнерго» (далее - ОАО «Теплоэнерго»), связанные, по мнению Заявителя, с необоснованным начислением платы за горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета.
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №529-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Теплоэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 24 мая 2013 года №215).
На заседании комиссии Заявитель пояснил, что с июля 2012 года в платежные документы включена позиция показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за потребленное горячее водоснабжение. Как пояснил Заявитель, в доме №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода общедомовой прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установлен.
Представитель ОАО «Теплоэнерго» пояснил, что горячее водоснабжение спорного дома осуществляется с использованием установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Данный тепловой пункт, расположенный на расстоянии 5 метров от искомого дома, находится в собственности муниципалитета и передан во владение ОАО «Теплоэнерго» на основании соответствующего договора. Установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды ОАО «Теплоэнерго» считает общедомовым и использует его показания при начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды. Показания указанного прибора учета холодной воды применялись в расчетах с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Впоследствии на заседании комиссии представитель ОАО «Теплоэнерго» уточнил, что сумма начислений жителям искомого дома за услугу горячего водоснабжения с применением показаний прибора учета холодной воды составила меньше по сравнению с начислениями по нормативу потребления и по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды. Кроме того, ОАО «Теплоэнерго» письмом №421-4592 от 02.04.2013 уведомило ООО «Центр – СБК» о неприменении в расчетах за услугу «горячее водоснабжение» показаний данного прибора учета, а также о произведении перерасчета за весь период его применения.
Заинтересованное лицо (ОАО «ДК Ленинского района) и лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (ООО «Центр – СБК»), надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии не явились, явку представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, улица Менделеева, дом 5, - находится в управлении общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания Ленинского района» (далее – ОАО «ДК Ленинского района»). В целях теплоснабжения указанного многоквартирного дома (в том числе поставке горячего водоснабжения) между названными исполнителем коммунальных услуг и ОАО «Теплоэнерго» заключен договор купли-продажи тепловой энергии №9535 от 01.08.2006 (далее – договор №9535). По условиям договора №9535 «оплату поставленного коммунального ресурса и услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребители производят непосредственно Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающая организация организует расчеты с потребителями самостоятельно или с привлечением сторонней организации, применяет порядок определения размера платы за коммунальные услуги (с использованием приборов учета либо при их отсутствии), установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» (пункты 4.1 и 4.2 договора №9535).
Условия договора №9535 от 01.08.2006 указывают на то, что ОАО «ДК Ленинского района» не участвует в отношениях, складывающихся между ОАО «Теплоэнерго» и жителями рассматриваемого дома в связи с обязательствами последних по оплате поставленных ресурсов, что исключает возможность домоуправляющей организации изменять порядок начисления платы за коммунальные услуги без согласия ОАО «Теплоэнерго». ОАО «Теплоэнерго» осуществляет (через ООО «Центр-СБК») работу по организации расчётов с потребителями и получает денежные средства с жителей за поставленную тепловую энергию (в том числе за горячее водоснабжение), что обусловливает наличие правоотношений именно между ОАО «Теплоэнерго» и жителями многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода.
Таким образом, заключенный между ОАО «Теплоэнерго» и ОАО «ДК Ленинского района» договор №9535 предполагает, что обязательства потребителей по оплате услуг горячего водоснабжения возникают непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, что каким-либо нормативным правовым актам не противоречит.
Горячее водоснабжение дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода осуществляется с помощью установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Показания прибора учета холодной воды «снимаются» работниками ОАО «Теплоэнерго» ежедневно и заносятся в журнал учета.
Между ОАО «Теплоэнерго» и ООО «Центр – СБК» заключен договор №22-1/77 от 08.08.2006 на информационно – расчетное обслуживание. Согласно данному договору ООО «Центр-СБК» осуществляет расчет и начисление стоимости услуги «горячее водоснабжение» предоставляемой, в том числе и для жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, а также перевод платежей потребителей за потребленные коммунальные ресурсы на расчетный счет ОАО «Теплоэнерго».
В начале месяца, следующего за расчетным, показания прибора учета холодной воды передаются в ООО «Центр-СБК» для расчета размера платы за горячее водоснабжение гражданам – потребителям искомого многоквартирного дома. При этом из анализа текста писем (№421-10977 от 13.07.2012; №421-12381 от 08.08.2012; №421-15180 от 14.09.2012 и другие) ОАО «Теплоэнерго» в адрес ООО «Центр-СБК», которыми направлялись (в приложении) показания приборов учета следует, что по рассматриваемому многоквартирному дому данные предоставлялись как по общедомовому прибору учета горячего водоснабжения.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства в их совокупности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом территориального антимонопольного органа от 18.11.2005 №153 (с изменениями от 07.04.2010 № 302) ОАО «Теплоэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «тепловая энергия», «передача тепловой энергии» в географических границах города Нижнего Новгорода (в границах присоединенных тепловых сетей данного хозяйствующего субъекта) с долей на рынке более 50%.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии (горячее водоснабжение) и оказания услуг по ее передаче в географических границах присоединенных тепловых сетей, следовательно, действия общества могут быть предметом проверки антимонопольного органа.
2. ОАО «Теплоэнерго», посчитав, что установленный в индивидуальном пункте прибор учета холодной воды, не являющийся собственностью жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, является общедомовым прибор учета, с 01.07.12 по 31.08.2012 применяло порядок расчета платы за потребленный коммунальный ресурс в соответствии с формулой №9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307; в период с 01.09.2012 по 28.02.2013 в соответствии с формулами №№1, 4 (по индивидуальному потреблению коммунальной услуги), формулами №№10, 12 (по объему потребления на общедомовые нужды) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). Как видно, в этом случае при выставлении платы за услугу «горячее водоснабжение» учитываются коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (т.е. объем потребления горячей воды на общедомовые нужды). Между тем, применение такого порядка расчета неправомерно по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»15.02.2013, «общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» - части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности собственников помещений в данном доме.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие право владения и пользования ОАО «Теплоэнерго» индивидуальным тепловым пунктом, находящимся в 5 метрах от искомого дома (договор аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода №04.015.А.Н. от 04.05.2007), со всем инженерно-техническим оборудованием, включая прибор учета холодной воды. Таким образом, предположение ОАО «Теплоэнерго», что установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды является общедомовым прибором учета жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, является ошибочным. Следовательно, при расчете платы за горячую воду должен применяться порядок, предусмотренный пунктом 42 Правил №354 (без учета показаний прибора учета холодной воды, установленного в индивидуальном тепловом пункте).
3. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При этом согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в статье 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4).
Оценив в совокупности приведенные выше фактические обстоятельства положения нормативных правовых актов, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «Теплоэнерго» нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Одновременно с этим в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено, что ОАО «Теплоэнерго» в адрес ООО «Центр – СБК» направлено письмо от 02.04.2013 №421-4592 следующего содержания: «в связи с уточнением списка жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ), прошу не производить начисления за услугу «горячее водоснабжение» по ОДПУ жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, так как в данном доме общедомовой прибор учета горячего водоснабжения отсутствует». Кроме того, по поручению ОАО «Теплоэнерго» в счетах – извещениях за апрель, май и июнь 2013 года по искомому дому произведен перерасчет за услугу «горячее водоснабжение» за период с июля 2012 года по февраль 2013 года в соответствии с пунктом 42 Правил №354.
Проанализировав отчет о перерасчете за услугу горячего водоснабжения за период с июля 2012 года по февраль 2013 года для жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, комиссией установлено, что в результате применения показаний общедомового прибора учета холодной воды в рассматриваемый период собственники квартир №2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 37, 39 переплатили за данную коммунальную услугу. Так, например, в результате применения необоснованного порядка расчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения собственники квартиры №2 переплатили 435,97 рублей; собственники квартиры №9 – 427,54 рубля; собственники квартиры №30 – 483,51 рубля; собственники квартиры №37 – 418,43 рубля. Указанные обстоятельства подтверждают факт ущемления интересов названных собственников жилых помещений.
Между тем, принимая во внимание то обстоятельство, что собственникам жилых помещений многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода ответчиком сделан перерасчет, дело подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
р е ш и л а:
1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (603086, город Нижний Новгород, бульвар Мира, дом 14, ИНН 5257087027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
2. Рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (603086, город Нижний Новгород, бульвар Мира, дом 14, ИНН 5257087027) прекратить в связи c добровольным устранением выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии Н.В.Литвиненко
И.В. Ильин
Д.В. Талалушкин
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н.
- Ильин И.В.
|
-
-
|
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;
|
- Литвиненко Н.В.
- Талалушкин Д.В.
|
-
-
|
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -
|
|
|
|
с участием:
- Смирнова А.В.
|
-
|
представителя ОАО «Теплоэнерго»
(доверенность №130 от 01.08.2012);
|
- Кудряшова Н.А.
|
-
|
председателя совета многоквартирного дома
(протокол внеочередного общего собрания №2 от 19.11.2012),-
|
рассмотрев дело №529-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (бульвар Мира, дом 14, город Нижний Новгород, 603086, ИНН 52570872027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление председателя совета многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода (далее - Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Теплоэнерго» (далее - ОАО «Теплоэнерго»), связанные, по мнению Заявителя, с необоснованным начислением платы за горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета.
По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №529-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «Теплоэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 24 мая 2013 года №215).
На заседании комиссии Заявитель пояснил, что с июля 2012 года в платежные документы включена позиция показаний общедомового прибора учета тепловой энергии за потребленное горячее водоснабжение. Как пояснил Заявитель, в доме №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода общедомовой прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установлен.
Представитель ОАО «Теплоэнерго» пояснил, что горячее водоснабжение спорного дома осуществляется с использованием установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Данный тепловой пункт, расположенный на расстоянии 5 метров от искомого дома, находится в собственности муниципалитета и передан во владение ОАО «Теплоэнерго» на основании соответствующего договора. Установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды ОАО «Теплоэнерго» считает общедомовым и использует его показания при начислении платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды. Показания указанного прибора учета холодной воды применялись в расчетах с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Впоследствии на заседании комиссии представитель ОАО «Теплоэнерго» уточнил, что сумма начислений жителям искомого дома за услугу горячего водоснабжения с применением показаний прибора учета холодной воды составила меньше по сравнению с начислениями по нормативу потребления и по показаниям индивидуальных приборов учета горячей воды. Кроме того, ОАО «Теплоэнерго» письмом №421-4592 от 02.04.2013 уведомило ООО «Центр – СБК» о неприменении в расчетах за услугу «горячее водоснабжение» показаний данного прибора учета, а также о произведении перерасчета за весь период его применения.
Заинтересованное лицо (ОАО «ДК Ленинского района) и лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах (ООО «Центр – СБК»), надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на заседание комиссии не явились, явку представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлены следующие фактические обстоятельства.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, улица Менделеева, дом 5, - находится в управлении общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания Ленинского района» (далее – ОАО «ДК Ленинского района»). В целях теплоснабжения указанного многоквартирного дома (в том числе поставке горячего водоснабжения) между названными исполнителем коммунальных услуг и ОАО «Теплоэнерго» заключен договор купли-продажи тепловой энергии №9535 от 01.08.2006 (далее – договор №9535). По условиям договора №9535 «оплату поставленного коммунального ресурса и услуг по отоплению и горячему водоснабжению потребители производят непосредственно Ресурсоснабжающей организации. Ресурсоснабжающая организация организует расчеты с потребителями самостоятельно или с привлечением сторонней организации, применяет порядок определения размера платы за коммунальные услуги (с использованием приборов учета либо при их отсутствии), установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» (пункты 4.1 и 4.2 договора №9535).
Условия договора №9535 от 01.08.2006 указывают на то, что ОАО «ДК Ленинского района» не участвует в отношениях, складывающихся между ОАО «Теплоэнерго» и жителями рассматриваемого дома в связи с обязательствами последних по оплате поставленных ресурсов, что исключает возможность домоуправляющей организации изменять порядок начисления платы за коммунальные услуги без согласия ОАО «Теплоэнерго». ОАО «Теплоэнерго» осуществляет (через ООО «Центр-СБК») работу по организации расчётов с потребителями и получает денежные средства с жителей за поставленную тепловую энергию (в том числе за горячее водоснабжение), что обусловливает наличие правоотношений именно между ОАО «Теплоэнерго» и жителями многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода.
Таким образом, заключенный между ОАО «Теплоэнерго» и ОАО «ДК Ленинского района» договор №9535 предполагает, что обязательства потребителей по оплате услуг горячего водоснабжения возникают непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, что каким-либо нормативным правовым актам не противоречит.
Горячее водоснабжение дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода осуществляется с помощью установленного в индивидуальном тепловом пункте водонагревательного оборудования, оснащенного прибором учета холодной воды, используемой при производстве коммунальной услуги горячего водоснабжения. Показания прибора учета холодной воды «снимаются» работниками ОАО «Теплоэнерго» ежедневно и заносятся в журнал учета.
Между ОАО «Теплоэнерго» и ООО «Центр – СБК» заключен договор №22-1/77 от 08.08.2006 на информационно – расчетное обслуживание. Согласно данному договору ООО «Центр-СБК» осуществляет расчет и начисление стоимости услуги «горячее водоснабжение» предоставляемой, в том числе и для жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, а также перевод платежей потребителей за потребленные коммунальные ресурсы на расчетный счет ОАО «Теплоэнерго».
В начале месяца, следующего за расчетным, показания прибора учета холодной воды передаются в ООО «Центр-СБК» для расчета размера платы за горячее водоснабжение гражданам – потребителям искомого многоквартирного дома. При этом из анализа текста писем (№421-10977 от 13.07.2012; №421-12381 от 08.08.2012; №421-15180 от 14.09.2012 и другие) ОАО «Теплоэнерго» в адрес ООО «Центр-СБК», которыми направлялись (в приложении) показания приборов учета следует, что по рассматриваемому многоквартирному дому данные предоставлялись как по общедомовому прибору учета горячего водоснабжения.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства в их совокупности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
1. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом территориального антимонопольного органа от 18.11.2005 №153 (с изменениями от 07.04.2010 № 302) ОАО «Теплоэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по позиции «тепловая энергия», «передача тепловой энергии» в географических границах города Нижнего Новгорода (в границах присоединенных тепловых сетей данного хозяйствующего субъекта) с долей на рынке более 50%.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Таким образом, ОАО «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке реализации тепловой энергии (горячее водоснабжение) и оказания услуг по ее передаче в географических границах присоединенных тепловых сетей, следовательно, действия общества могут быть предметом проверки антимонопольного органа.
2. ОАО «Теплоэнерго», посчитав, что установленный в индивидуальном пункте прибор учета холодной воды, не являющийся собственностью жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, является общедомовым прибор учета, с 01.07.12 по 31.08.2012 применяло порядок расчета платы за потребленный коммунальный ресурс в соответствии с формулой №9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307; в период с 01.09.2012 по 28.02.2013 в соответствии с формулами №№1, 4 (по индивидуальному потреблению коммунальной услуги), формулами №№10, 12 (по объему потребления на общедомовые нужды) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). Как видно, в этом случае при выставлении платы за услугу «горячее водоснабжение» учитываются коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (т.е. объем потребления горячей воды на общедомовые нужды). Между тем, применение такого порядка расчета неправомерно по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»15.02.2013, «общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» - части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности собственников помещений в данном доме.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие право владения и пользования ОАО «Теплоэнерго» индивидуальным тепловым пунктом, находящимся в 5 метрах от искомого дома (договор аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода №04.015.А.Н. от 04.05.2007), со всем инженерно-техническим оборудованием, включая прибор учета холодной воды. Таким образом, предположение ОАО «Теплоэнерго», что установленный в индивидуальном тепловом пункте прибор учета холодной воды является общедомовым прибором учета жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, является ошибочным. Следовательно, при расчете платы за горячую воду должен применяться порядок, предусмотренный пунктом 42 Правил №354 (без учета показаний прибора учета холодной воды, установленного в индивидуальном тепловом пункте).
3. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При этом согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в статье 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4).
Оценив в совокупности приведенные выше фактические обстоятельства положения нормативных правовых актов, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО «Теплоэнерго» нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
Одновременно с этим в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено, что ОАО «Теплоэнерго» в адрес ООО «Центр – СБК» направлено письмо от 02.04.2013 №421-4592 следующего содержания: «в связи с уточнением списка жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета (ОДПУ), прошу не производить начисления за услугу «горячее водоснабжение» по ОДПУ жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, так как в данном доме общедомовой прибор учета горячего водоснабжения отсутствует». Кроме того, по поручению ОАО «Теплоэнерго» в счетах – извещениях за апрель, май и июнь 2013 года по искомому дому произведен перерасчет за услугу «горячее водоснабжение» за период с июля 2012 года по февраль 2013 года в соответствии с пунктом 42 Правил №354.
Проанализировав отчет о перерасчете за услугу горячего водоснабжения за период с июля 2012 года по февраль 2013 года для жителей многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода, комиссией установлено, что в результате применения показаний общедомового прибора учета холодной воды в рассматриваемый период собственники квартир №2, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 35, 37, 39 переплатили за данную коммунальную услугу. Так, например, в результате применения необоснованного порядка расчета платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения собственники квартиры №2 переплатили 435,97 рублей; собственники квартиры №9 – 427,54 рубля; собственники квартиры №30 – 483,51 рубля; собственники квартиры №37 – 418,43 рубля. Указанные обстоятельства подтверждают факт ущемления интересов названных собственников жилых помещений.
Между тем, принимая во внимание то обстоятельство, что собственникам жилых помещений многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода ответчиком сделан перерасчет, дело подлежит прекращению в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение (пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия
р е ш и л а:
1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (603086, город Нижний Новгород, бульвар Мира, дом 14, ИНН 5257087027) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую жителям многоквартирного дома №5 по улице Менделеева города Нижнего Новгорода в период с июля 2012 года по февраль 2013 года.
2. Рассмотрение дела о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» открытым акционерным обществом «Теплоэнерго» (603086, город Нижний Новгород, бульвар Мира, дом 14, ИНН 5257087027) прекратить в связи c добровольным устранением выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии Н.В.Литвиненко
И.В. Ильин
Д.В. Талалушкин
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 529-ФАС52-03/13
[format] =>
[safe_value] => 529-ФАС52-03/13
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 60
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 60
[vid] => 6
[name] => Контроль естественных монополий
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-09-10 10:54:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-09-10 10:54:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1380538934
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Нижегородское УФАС России
)