Постановление №832-ФАС52-05/14 о назначении административного наказания ООО "Росгосстрах"

Номер дела: 832-ФАС52-05/14
Дата публикации: 15 августа 2014, 16:53

Постановление

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

№832-ФАС52-05/14

 

 

 

15 августа 2014 года                                                    г.Нижний Новгород

 

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, рассмотрев материалы дела №832-ФАС52-05/14 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (адрес:140002, г.Люберцы, Московской обл., ул. Парковая, д.3; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Звездинка, 28/13) в присутствии представителя по доверенности №78 от 24.02.2014 года – Богатовой И.П.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <...> вх.№4646 от 21.08.2013г. по поводу действий ООО «Росгосстрах», выразившихся в отказе в принятии документов по страховому случаю для осуществления страховой выплаты в региональном центре урегулирования убытков по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Березовская, д.96а.

В своем обращении <...> сообщил, что 28.06.2013г. произошло ДТП с участием 3-х транспортных средств. Виновником ДТП является <...> - владелец полиса ОСАГО компании ООО «Росгосстрах». 04.07.2013г. <...> обратился в региональный центр урегулирования убытков ООО «Росгосстрах» по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Берёзовская, д.96а, для подачи документов и заявления на получение страховой выплаты. ООО «Росгосстрах» письмом от 23.07.2013г. исх.№16690/43 отказало <...>. в принятии документов, сославшись на то, что Пункт урегулирования убытков (далее - ПУУ) филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области находится по адресу: г.Урень, ул.Ленина, д.302, и предложило ему обратиться туда, либо к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, по прямому возмещению убытков.

Письмом от 06.09.2013г. №АШ-05/6182 Нижегородское УФАС России предложило ООО «Росгосстрах» представить документ, регламентирующий деятельность страховщика по возмещению страховой выплаты по ОСАГО.

ООО «Росгосстрах» письмом от 18.09.2013г. исх.№06-01/579 представило Приказ президента общества от 14.06.2013г. №368хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО» (далее – Приказ). Как следует из Приказа, он выпущен в целях оптимизации работы по урегулированию убытков и улучшению клиентского сервиса в ООО «Росгосстрах», и его положения распространяются на всю территорию Российской Федерации, за исключением 9 субъектов, поименованных в пункте 5 Приказа. Пунктом 1 данного Приказа установлены исключения по приему заявлений о наступлении страховых событий по ОСАГО для клиентов, являющихся страхователями иных страховых компаний. Пунктом 4 Приказа для такой категории клиентов в филиале определено только одно подразделение для урегулирования убытков по ОСАГО, находящиеся за пределами центров субъектов Российской Федерации. В Нижегородской области такой пункт урегулирования убытков находится в городе Урень (ул.Ленина, д.302) на расстоянии 202 км от города Нижнего Новгорода.

При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа, положения пункта 1 Приказа не распространяются на урегулирование убытков: юридических лиц, независимо от того, является страховщиком юридического лица ООО «Росгосстрах» или иная страховая компания; потерпевших при причинении вреда жизни и здоровью; потерпевших-страхователей ООО «Росгосстрах» по ОСАГО в случае причинения ущерба страхователем ООО «Росгосстрах» по ОСАГО.

По мнению заявителя <...>, действия ООО «Росгосстрах» расцениваются им как «создание искусственного барьера для получения страховой выплаты по договору ОСАГО».

Специалисты Нижегородского УФАС России, использовав информацию, полученную от Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе о сумме страховых премий, а также аналитические данные Нижегородского УФАС России, пришли к выводу о том, что на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Нижегородской области за период 01.01.2011г. по 01.07.2013г. ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение с долей страховой премии в размере 29,16%.

28.04.2014г. Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13 о нарушении антимонопольного законодательства признала ООО «Росгосстрах» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, выразившиеся в издании Приказа, реализация которого привела к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах», противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 05 августа 2014 года составило в отношении ООО «Росгосстрах» Протокол №832-ФАС52-05/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы административного дела, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Специалистами Нижегородского УФАС России 29.01.2014г. произведен осмотр официального сайта ООО «Росгосстрах» (http://www.rgs.ru), о чем составлен Акт осмотра. Согласно информации, размещенной на сайте Общества, ООО «Росгосстрах имеет более 400 пунктов урегулирования убытков на территории Российской Федерации, в том числе в 13 городах Нижегородской области, а именно: Балахна, Богородск, Бор, Выкса, Городец, Дзержинск, Кстово, Лысково, Нижний Новгород, Павлово, Саров, Семенов, Урень.

На основании Приказа №386хк от 14.06.2013г. «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО», в соответствии с которым установлен порядок перераспределения клиентов, страхователи иных страховых компаний для подачи документов на осуществление страховой выплаты направляются в пункт урегулирования убытков в городе Урень. На вопрос об отличии полномочий сотрудников Регионального центра урегулирования убытков в городе Нижнем Новгороде и в Пункте урегулирования убытков в городе Урень, представитель Общества пояснил, что должностные инструкции всех сотрудников филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области типовые, различия в полномочиях регулируются Приказами, в том числе, Приказом №386хк от 14.06.2013г.

В соответствии с пунктами 41 и 42 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. №263 (далее – Правила ОСАГО), водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, обязаны заполнить бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и направить в срок не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или единый заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате. Извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика.

Согласно статье 21 Федерального закона от 25.04.2002 №4-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат. При этом в указанном Законе не установлено требование о количестве таких представителей в субъекте и месте их нахождения в пределах субъекта Российской Федерации.

Статьей 13 Закона об ОСАГО определена возможность обращения потерпевшего за выплатой к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший имеет также право предъявить требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего (статья 14.1 Закона об ОСАГО) – прямое возмещение.

Таким образом, потерпевшие, являющиеся клиентами иного страховщика, реализуя свое право, предусмотренное в Законе об ОСАГО, при обращении к ООО «Росгосстрах» - страховщику виновника ДТП за страховой выплатой сталкиваются с дополнительными трудностями - финансового и временного характера.

Учитывая, что у ООО «Росгосстрах» на территории Нижегородской области существует широкая сеть подразделений по урегулированию убытков – 13 ПУУ, и имеет техническую возможность обслуживания всех категорий граждан в этих подразделениях, однако обслуживает в них только своих клиентов, действия общества по направлению клиентов иных страховых компаний в удаленный от регионального центра и труднодоступный населенный пункт – город Урень, находящийся на расстоянии 202 км от города Нижнего Новгорода, создает дискриминационные условия для страхователей иных страховых организаций по отношению к застрахованным в ООО «Росгосстрах».

Кроме того, имея законодательно определенное право обратиться с заявлением о страховой выплате к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия, клиенты других страховых компаний  вынуждены отказываться от этой возможности в связи с искусственно созданным ООО «Росгосстрах» препятствием в получении страховой выплаты.

Занимая доминирующее положение на рынке ОСАГО ООО «Росгосстрах» имеет значительное количество страхователей-автовладельцев, застраховавших свою гражданскую ответственность перед иными лицами. Следовательно, количество автовладельцев-страхователей иных страховых компаний, пострадавших в ДТП по вине страхователей ООО «Росгосстрах», будет достаточно велико, что может привести к ситуации, при которой значительное количество автовладельцев, обратившихся в ООО «Росгосстрах» за получением страхового возмещения, столкнется с дополнительными трудностями.

Следовательно, указанные действия ООО «Росгосстрах» ущемляют интересы определенного круга лиц - страхователей иных страховых компаний при получении страховой выплаты.

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, выразившиеся в издании Приказа, реализация которого привела к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах», противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные выводы содержатся в Решении Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.04.2014г. и основываются на следующих доказательствах:

-     многочисленные обращения граждан;

-     Акт осмотра официального сайта ООО «Росгосстрах» в сети интернет;

-     показания заявителей <...> присутствовавших на заседаниях по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13;

-     телефонный звонок в филиал ООО «Росгосстрах», совершенный Председателем Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела №1271-ФАС52-05/13 в присутствии заявителей и представителя по доверенности ООО «Росгосстрах» - Богатовой И.П.;

-     Приказ президента ООО «Росгосстрах» от 14.06.2013г. №368хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО».

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите конкуренции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» нарушило часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения –  Нижегородская область.

Время совершения административного правонарушения – с августа 2013 года по апрель 2014 года.

На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО «Росгосстрах».

Объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Росгосстрах» не признал нарушение части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Должностное лицо считает доказанной вину ООО «Росгосстрах» в совершенном административном правонарушении, поскольку факт нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением по делу №1271-ФАС52-05/13.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Росгосстрах» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, однако обществом  не были приняты все зависящие от него меры.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее данное дело исходило из следующего.

Согласно части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 4 статьи 14.31 за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Установлено, что действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, по изданию Приказа привело к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах».

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не выявлено.

Сумма штрафа рассчитана следующим образом: 300 000 рублей + 0,5х(1 000 000 рублей – 300 000 рублей) = 650 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

признать общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, КПП 502701001/997950001, ОГРН 1025003213641, адрес места нахождения: 140002, г.Люберцы, Московской обл., ул. Парковая, д.3) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 650 000 (Шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В 10-дневный срок после уплаты штрафа надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Предупредить о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);

Код налога – 16111626000016000140;

ИНН 5260041262; КПП 526001001; ОКАТО по месту регистрации в налоговой.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства, налагаемое федеральным органом государственной власти.

Сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации - 60 процентов.

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                     

stdClass Object ( [vid] => 12654 [uid] => 5 [title] => Постановление №832-ФАС52-05/14 о назначении административного наказания ООО "Росгосстрах" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12654 [type] => solution [language] => ru [created] => 1408107521 [changed] => 1408107521 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1408107521 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Постановление

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

№832-ФАС52-05/14

 

 

 

15 августа 2014 года                                                    г.Нижний Новгород

 

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, рассмотрев материалы дела №832-ФАС52-05/14 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (адрес:140002, г.Люберцы, Московской обл., ул. Парковая, д.3; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Звездинка, 28/13) в присутствии представителя по доверенности №78 от 24.02.2014 года – Богатовой И.П.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <...> вх.№4646 от 21.08.2013г. по поводу действий ООО «Росгосстрах», выразившихся в отказе в принятии документов по страховому случаю для осуществления страховой выплаты в региональном центре урегулирования убытков по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Березовская, д.96а.

В своем обращении <...> сообщил, что 28.06.2013г. произошло ДТП с участием 3-х транспортных средств. Виновником ДТП является <...> - владелец полиса ОСАГО компании ООО «Росгосстрах». 04.07.2013г. <...> обратился в региональный центр урегулирования убытков ООО «Росгосстрах» по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Берёзовская, д.96а, для подачи документов и заявления на получение страховой выплаты. ООО «Росгосстрах» письмом от 23.07.2013г. исх.№16690/43 отказало <...>. в принятии документов, сославшись на то, что Пункт урегулирования убытков (далее - ПУУ) филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области находится по адресу: г.Урень, ул.Ленина, д.302, и предложило ему обратиться туда, либо к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, по прямому возмещению убытков.

Письмом от 06.09.2013г. №АШ-05/6182 Нижегородское УФАС России предложило ООО «Росгосстрах» представить документ, регламентирующий деятельность страховщика по возмещению страховой выплаты по ОСАГО.

ООО «Росгосстрах» письмом от 18.09.2013г. исх.№06-01/579 представило Приказ президента общества от 14.06.2013г. №368хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО» (далее – Приказ). Как следует из Приказа, он выпущен в целях оптимизации работы по урегулированию убытков и улучшению клиентского сервиса в ООО «Росгосстрах», и его положения распространяются на всю территорию Российской Федерации, за исключением 9 субъектов, поименованных в пункте 5 Приказа. Пунктом 1 данного Приказа установлены исключения по приему заявлений о наступлении страховых событий по ОСАГО для клиентов, являющихся страхователями иных страховых компаний. Пунктом 4 Приказа для такой категории клиентов в филиале определено только одно подразделение для урегулирования убытков по ОСАГО, находящиеся за пределами центров субъектов Российской Федерации. В Нижегородской области такой пункт урегулирования убытков находится в городе Урень (ул.Ленина, д.302) на расстоянии 202 км от города Нижнего Новгорода.

При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа, положения пункта 1 Приказа не распространяются на урегулирование убытков: юридических лиц, независимо от того, является страховщиком юридического лица ООО «Росгосстрах» или иная страховая компания; потерпевших при причинении вреда жизни и здоровью; потерпевших-страхователей ООО «Росгосстрах» по ОСАГО в случае причинения ущерба страхователем ООО «Росгосстрах» по ОСАГО.

По мнению заявителя <...>, действия ООО «Росгосстрах» расцениваются им как «создание искусственного барьера для получения страховой выплаты по договору ОСАГО».

Специалисты Нижегородского УФАС России, использовав информацию, полученную от Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе о сумме страховых премий, а также аналитические данные Нижегородского УФАС России, пришли к выводу о том, что на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Нижегородской области за период 01.01.2011г. по 01.07.2013г. ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение с долей страховой премии в размере 29,16%.

28.04.2014г. Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13 о нарушении антимонопольного законодательства признала ООО «Росгосстрах» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, выразившиеся в издании Приказа, реализация которого привела к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах», противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 05 августа 2014 года составило в отношении ООО «Росгосстрах» Протокол №832-ФАС52-05/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы административного дела, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Специалистами Нижегородского УФАС России 29.01.2014г. произведен осмотр официального сайта ООО «Росгосстрах» (http://www.rgs.ru), о чем составлен Акт осмотра. Согласно информации, размещенной на сайте Общества, ООО «Росгосстрах имеет более 400 пунктов урегулирования убытков на территории Российской Федерации, в том числе в 13 городах Нижегородской области, а именно: Балахна, Богородск, Бор, Выкса, Городец, Дзержинск, Кстово, Лысково, Нижний Новгород, Павлово, Саров, Семенов, Урень.

На основании Приказа №386хк от 14.06.2013г. «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО», в соответствии с которым установлен порядок перераспределения клиентов, страхователи иных страховых компаний для подачи документов на осуществление страховой выплаты направляются в пункт урегулирования убытков в городе Урень. На вопрос об отличии полномочий сотрудников Регионального центра урегулирования убытков в городе Нижнем Новгороде и в Пункте урегулирования убытков в городе Урень, представитель Общества пояснил, что должностные инструкции всех сотрудников филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области типовые, различия в полномочиях регулируются Приказами, в том числе, Приказом №386хк от 14.06.2013г.

В соответствии с пунктами 41 и 42 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. №263 (далее – Правила ОСАГО), водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, обязаны заполнить бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и направить в срок не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или единый заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате. Извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика.

Согласно статье 21 Федерального закона от 25.04.2002 №4-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат. При этом в указанном Законе не установлено требование о количестве таких представителей в субъекте и месте их нахождения в пределах субъекта Российской Федерации.

Статьей 13 Закона об ОСАГО определена возможность обращения потерпевшего за выплатой к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший имеет также право предъявить требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего (статья 14.1 Закона об ОСАГО) – прямое возмещение.

Таким образом, потерпевшие, являющиеся клиентами иного страховщика, реализуя свое право, предусмотренное в Законе об ОСАГО, при обращении к ООО «Росгосстрах» - страховщику виновника ДТП за страховой выплатой сталкиваются с дополнительными трудностями - финансового и временного характера.

Учитывая, что у ООО «Росгосстрах» на территории Нижегородской области существует широкая сеть подразделений по урегулированию убытков – 13 ПУУ, и имеет техническую возможность обслуживания всех категорий граждан в этих подразделениях, однако обслуживает в них только своих клиентов, действия общества по направлению клиентов иных страховых компаний в удаленный от регионального центра и труднодоступный населенный пункт – город Урень, находящийся на расстоянии 202 км от города Нижнего Новгорода, создает дискриминационные условия для страхователей иных страховых организаций по отношению к застрахованным в ООО «Росгосстрах».

Кроме того, имея законодательно определенное право обратиться с заявлением о страховой выплате к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия, клиенты других страховых компаний  вынуждены отказываться от этой возможности в связи с искусственно созданным ООО «Росгосстрах» препятствием в получении страховой выплаты.

Занимая доминирующее положение на рынке ОСАГО ООО «Росгосстрах» имеет значительное количество страхователей-автовладельцев, застраховавших свою гражданскую ответственность перед иными лицами. Следовательно, количество автовладельцев-страхователей иных страховых компаний, пострадавших в ДТП по вине страхователей ООО «Росгосстрах», будет достаточно велико, что может привести к ситуации, при которой значительное количество автовладельцев, обратившихся в ООО «Росгосстрах» за получением страхового возмещения, столкнется с дополнительными трудностями.

Следовательно, указанные действия ООО «Росгосстрах» ущемляют интересы определенного круга лиц - страхователей иных страховых компаний при получении страховой выплаты.

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, выразившиеся в издании Приказа, реализация которого привела к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах», противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные выводы содержатся в Решении Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.04.2014г. и основываются на следующих доказательствах:

-     многочисленные обращения граждан;

-     Акт осмотра официального сайта ООО «Росгосстрах» в сети интернет;

-     показания заявителей <...> присутствовавших на заседаниях по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13;

-     телефонный звонок в филиал ООО «Росгосстрах», совершенный Председателем Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела №1271-ФАС52-05/13 в присутствии заявителей и представителя по доверенности ООО «Росгосстрах» - Богатовой И.П.;

-     Приказ президента ООО «Росгосстрах» от 14.06.2013г. №368хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО».

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите конкуренции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» нарушило часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения –  Нижегородская область.

Время совершения административного правонарушения – с августа 2013 года по апрель 2014 года.

На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО «Росгосстрах».

Объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Росгосстрах» не признал нарушение части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Должностное лицо считает доказанной вину ООО «Росгосстрах» в совершенном административном правонарушении, поскольку факт нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением по делу №1271-ФАС52-05/13.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Росгосстрах» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, однако обществом  не были приняты все зависящие от него меры.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее данное дело исходило из следующего.

Согласно части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 4 статьи 14.31 за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Установлено, что действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, по изданию Приказа привело к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах».

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не выявлено.

Сумма штрафа рассчитана следующим образом: 300 000 рублей + 0,5х(1 000 000 рублей – 300 000 рублей) = 650 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

признать общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, КПП 502701001/997950001, ОГРН 1025003213641, адрес места нахождения: 140002, г.Люберцы, Московской обл., ул. Парковая, д.3) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 650 000 (Шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В 10-дневный срок после уплаты штрафа надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Предупредить о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);

Код налога – 16111626000016000140;

ИНН 5260041262; КПП 526001001; ОКАТО по месту регистрации в налоговой.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства, налагаемое федеральным органом государственной власти.

Сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации - 60 процентов.

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                     

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Постановление

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

№832-ФАС52-05/14

 

 

 

15 августа 2014 года                                                    г.Нижний Новгород

 

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, рассмотрев материалы дела №832-ФАС52-05/14 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (адрес:140002, г.Люберцы, Московской обл., ул. Парковая, д.3; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Звездинка, 28/13) в присутствии представителя по доверенности №78 от 24.02.2014 года – Богатовой И.П.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <...> вх.№4646 от 21.08.2013г. по поводу действий ООО «Росгосстрах», выразившихся в отказе в принятии документов по страховому случаю для осуществления страховой выплаты в региональном центре урегулирования убытков по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Березовская, д.96а.

В своем обращении <...> сообщил, что 28.06.2013г. произошло ДТП с участием 3-х транспортных средств. Виновником ДТП является <...> - владелец полиса ОСАГО компании ООО «Росгосстрах». 04.07.2013г. <...> обратился в региональный центр урегулирования убытков ООО «Росгосстрах» по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Берёзовская, д.96а, для подачи документов и заявления на получение страховой выплаты. ООО «Росгосстрах» письмом от 23.07.2013г. исх.№16690/43 отказало <...>. в принятии документов, сославшись на то, что Пункт урегулирования убытков (далее - ПУУ) филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области находится по адресу: г.Урень, ул.Ленина, д.302, и предложило ему обратиться туда, либо к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, по прямому возмещению убытков.

Письмом от 06.09.2013г. №АШ-05/6182 Нижегородское УФАС России предложило ООО «Росгосстрах» представить документ, регламентирующий деятельность страховщика по возмещению страховой выплаты по ОСАГО.

ООО «Росгосстрах» письмом от 18.09.2013г. исх.№06-01/579 представило Приказ президента общества от 14.06.2013г. №368хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО» (далее – Приказ). Как следует из Приказа, он выпущен в целях оптимизации работы по урегулированию убытков и улучшению клиентского сервиса в ООО «Росгосстрах», и его положения распространяются на всю территорию Российской Федерации, за исключением 9 субъектов, поименованных в пункте 5 Приказа. Пунктом 1 данного Приказа установлены исключения по приему заявлений о наступлении страховых событий по ОСАГО для клиентов, являющихся страхователями иных страховых компаний. Пунктом 4 Приказа для такой категории клиентов в филиале определено только одно подразделение для урегулирования убытков по ОСАГО, находящиеся за пределами центров субъектов Российской Федерации. В Нижегородской области такой пункт урегулирования убытков находится в городе Урень (ул.Ленина, д.302) на расстоянии 202 км от города Нижнего Новгорода.

При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа, положения пункта 1 Приказа не распространяются на урегулирование убытков: юридических лиц, независимо от того, является страховщиком юридического лица ООО «Росгосстрах» или иная страховая компания; потерпевших при причинении вреда жизни и здоровью; потерпевших-страхователей ООО «Росгосстрах» по ОСАГО в случае причинения ущерба страхователем ООО «Росгосстрах» по ОСАГО.

По мнению заявителя <...>, действия ООО «Росгосстрах» расцениваются им как «создание искусственного барьера для получения страховой выплаты по договору ОСАГО».

Специалисты Нижегородского УФАС России, использовав информацию, полученную от Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе о сумме страховых премий, а также аналитические данные Нижегородского УФАС России, пришли к выводу о том, что на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Нижегородской области за период 01.01.2011г. по 01.07.2013г. ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение с долей страховой премии в размере 29,16%.

28.04.2014г. Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13 о нарушении антимонопольного законодательства признала ООО «Росгосстрах» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, выразившиеся в издании Приказа, реализация которого привела к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах», противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Уполномоченное должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 05 августа 2014 года составило в отношении ООО «Росгосстрах» Протокол №832-ФАС52-05/14 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы административного дела, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Специалистами Нижегородского УФАС России 29.01.2014г. произведен осмотр официального сайта ООО «Росгосстрах» (http://www.rgs.ru), о чем составлен Акт осмотра. Согласно информации, размещенной на сайте Общества, ООО «Росгосстрах имеет более 400 пунктов урегулирования убытков на территории Российской Федерации, в том числе в 13 городах Нижегородской области, а именно: Балахна, Богородск, Бор, Выкса, Городец, Дзержинск, Кстово, Лысково, Нижний Новгород, Павлово, Саров, Семенов, Урень.

На основании Приказа №386хк от 14.06.2013г. «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО», в соответствии с которым установлен порядок перераспределения клиентов, страхователи иных страховых компаний для подачи документов на осуществление страховой выплаты направляются в пункт урегулирования убытков в городе Урень. На вопрос об отличии полномочий сотрудников Регионального центра урегулирования убытков в городе Нижнем Новгороде и в Пункте урегулирования убытков в городе Урень, представитель Общества пояснил, что должностные инструкции всех сотрудников филиала ООО «Росгосстрах» в Нижегородской области типовые, различия в полномочиях регулируются Приказами, в том числе, Приказом №386хк от 14.06.2013г.

В соответствии с пунктами 41 и 42 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. №263 (далее – Правила ОСАГО), водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, обязаны заполнить бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и направить в срок не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или единый заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате. Извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика.

Согласно статье 21 Федерального закона от 25.04.2002 №4-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат. При этом в указанном Законе не установлено требование о количестве таких представителей в субъекте и месте их нахождения в пределах субъекта Российской Федерации.

Статьей 13 Закона об ОСАГО определена возможность обращения потерпевшего за выплатой к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший имеет также право предъявить требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего (статья 14.1 Закона об ОСАГО) – прямое возмещение.

Таким образом, потерпевшие, являющиеся клиентами иного страховщика, реализуя свое право, предусмотренное в Законе об ОСАГО, при обращении к ООО «Росгосстрах» - страховщику виновника ДТП за страховой выплатой сталкиваются с дополнительными трудностями - финансового и временного характера.

Учитывая, что у ООО «Росгосстрах» на территории Нижегородской области существует широкая сеть подразделений по урегулированию убытков – 13 ПУУ, и имеет техническую возможность обслуживания всех категорий граждан в этих подразделениях, однако обслуживает в них только своих клиентов, действия общества по направлению клиентов иных страховых компаний в удаленный от регионального центра и труднодоступный населенный пункт – город Урень, находящийся на расстоянии 202 км от города Нижнего Новгорода, создает дискриминационные условия для страхователей иных страховых организаций по отношению к застрахованным в ООО «Росгосстрах».

Кроме того, имея законодательно определенное право обратиться с заявлением о страховой выплате к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия, клиенты других страховых компаний  вынуждены отказываться от этой возможности в связи с искусственно созданным ООО «Росгосстрах» препятствием в получении страховой выплаты.

Занимая доминирующее положение на рынке ОСАГО ООО «Росгосстрах» имеет значительное количество страхователей-автовладельцев, застраховавших свою гражданскую ответственность перед иными лицами. Следовательно, количество автовладельцев-страхователей иных страховых компаний, пострадавших в ДТП по вине страхователей ООО «Росгосстрах», будет достаточно велико, что может привести к ситуации, при которой значительное количество автовладельцев, обратившихся в ООО «Росгосстрах» за получением страхового возмещения, столкнется с дополнительными трудностями.

Следовательно, указанные действия ООО «Росгосстрах» ущемляют интересы определенного круга лиц - страхователей иных страховых компаний при получении страховой выплаты.

Таким образом, действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, выразившиеся в издании Приказа, реализация которого привела к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах», противоречат части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные выводы содержатся в Решении Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.04.2014г. и основываются на следующих доказательствах:

-     многочисленные обращения граждан;

-     Акт осмотра официального сайта ООО «Росгосстрах» в сети интернет;

-     показания заявителей <...> присутствовавших на заседаниях по рассмотрению дела №1271-ФАС52-05/13;

-     телефонный звонок в филиал ООО «Росгосстрах», совершенный Председателем Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела №1271-ФАС52-05/13 в присутствии заявителей и представителя по доверенности ООО «Росгосстрах» - Богатовой И.П.;

-     Приказ президента ООО «Росгосстрах» от 14.06.2013г. №368хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО».

Нарушение законодательства Российской Федерации о защите конкуренции образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» нарушило часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения –  Нижегородская область.

Время совершения административного правонарушения – с августа 2013 года по апрель 2014 года.

На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО «Росгосстрах».

Объективная сторона правонарушения выразилась в нарушении требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Росгосстрах» не признал нарушение части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Должностное лицо считает доказанной вину ООО «Росгосстрах» в совершенном административном правонарушении, поскольку факт нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции» установлен решением по делу №1271-ФАС52-05/13.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Росгосстрах» имело возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, однако обществом  не были приняты все зависящие от него меры.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

При назначении административного наказания, должностное лицо, рассматривающее данное дело исходило из следующего.

Согласно части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 4 статьи 14.31 за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Установлено, что действия ООО «Росгосстрах», занимающего доминирующее положение на рынке ОСАГО в границах Нижегородской области, по изданию Приказа привело к ущемлению интересов физических лиц, не являющихся страхователями ООО «Росгосстрах».

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не выявлено.

Сумма штрафа рассчитана следующим образом: 300 000 рублей + 0,5х(1 000 000 рублей – 300 000 рублей) = 650 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

признать общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, КПП 502701001/997950001, ОГРН 1025003213641, адрес места нахождения: 140002, г.Люберцы, Московской обл., ул. Парковая, д.3) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 650 000 (Шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В 10-дневный срок после уплаты штрафа надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Предупредить о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);

Код налога – 16111626000016000140;

ИНН 5260041262; КПП 526001001; ОКАТО по месту регистрации в налоговой.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства, налагаемое федеральным органом государственной власти.

Сумма штрафов за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации - 60 процентов.

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                     

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 832-ФАС52-05/14 [format] => [safe_value] => 832-ФАС52-05/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 33 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 33 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование на финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-15 12:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-15 12:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1408107521 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )