Решение по делу № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09 в отношении ООО «Экспонент» (заявитель– ООО «Золотой ключ»)

Дата публикации: 14 января 2010, 03:00

 

                                
№ 02/160
Решение
по делу № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09
 
14 января 2010 года                                                              г. Нижний Новгород
 
Резолютивная часть объявлена 23 декабря 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в следующем составе: 
 

- Гребнев Ю. Н.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- Валитов М. А.
-
член комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля;
- Камильская Л. А.
-
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Рябухина И. В.
-
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий,-

 
с участием:
 

-Скворцова А. В.
-
представителя ООО «Золотой ключ» по доверенности от 12.10.2009 (присутствовал до перерыва);
-Войновой Н. А.
представителя ООО «Экспонент» по доверенности от 10.11.2009 г.,

 
рассмотрев в заседании от 23 декабря 2009 года дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «Экспонент»,
 
 
установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «Золотой ключ» (далее – ООО «Золотой ключ»), которое сообщило о нарушении своих прав в результате действий общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» (ООО «Экспонент») и просило в связи с этим принять меры антимонопольного реагирования. 
Как следовало из заявления, энергопринимающие устройства, посредством которых поступает холодная вода в ООО «Золотой ключ», расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная,     д. 83, присоединены к объектам водоснабжения  ООО «Экспонент» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96).
Таким образом, ООО «Золотой ключ» получает воду от ООО «Экспонент», вследствие чего для урегулирования отношений сторон заключен договор на отпуск воды от 1 января 2006 года № 149/6.
При этом установлены следующие цены на ресурсы: поставка воды –            4, 4 руб. и услуга по передаче – 6, 15 руб.(без НДС). Кроме того, договором предусматривалась «надбавка» в размере 0, 82 руб. без учета НДС.
С развитием договорных отношений ООО «Экспонент» сначала (с 11.12.2006) увеличило стоимость оказываемых услуг до 22 руб. за 1 кубометр воды без НДС, а затем (с 19.02.2007) до 25,05 руб. без НДС за 1 куб. м воды.
В конце января 2009 года ООО «Экспонент» сообщило об очередном повышении названных цен до 93,7 руб. за кубометр воды.
В итоге потребитель отказался оплатить поставленные по такой цене услуги водоснабжения до выяснения порядка ценообразования, применяемого ООО «Экспонент».
13 апреля 2009 года ООО «Экспонент» без предварительного уведомления потребителя прекратило водоснабжение ООО «Золотой ключ».
По итогам анализа указанной ситуации Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам злоупотребления ООО «Экспонент» своим доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На заседании комиссии представители заявителя изложенные выше доводы поддержали, указывая на ущемление интересов ООО «Золотой ключ», просили признать ответчика нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», обязать его произвести перерасчёт за поставленные услуги.
Кроме того, ООО «Золотой ключ» сообщило, что обращалось в региональную службу по тарифам Нижегородской области с просьбой проверить обоснованность применяемых ООО «Экспонент» для расчётов за поставленные услуги тарифов. В результате проверки, проведённой РСТ Нижегородской области, было установлено нарушение порядка ценообразования и выдано предписание ответчику, однако последний не предпринял никаких мер после этого. В настоящее время вода к ООО «Золотой ключ» так и не поступает.
Представитель ответчика пояснила, что в настоящее время (в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 6 октября 2009 года № А43-7138/2009-33-110) введено конкурсное производство в отношении ООО «Экспонент», общество подлежит ликвидации.
Полагая, что лицо, управляющее в настоящее время ООО «Экспонент», не должно нести ответственности за нарушения, допущенные предыдущим руководством, просила настоящее дело прекратить.
Изучив собранные в рамках рассмотрения дела материалы, заслушав пояснения заявителя и ответчика, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, поставки электрической энергии и тепла, а также вывоза и утилизации отходов.
Согласно определению «организации коммунального комплекса», данному в статье 2 приводимого нормативного правового акта, такой организацией признаётся юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учётом имеющихся сведений о том, что ООО «Экспонент» оказывало ООО «Золотой ключ» услуги по водоснабжению в рамках договора на отпуск воды, в адрес заявителя выставлялись платёжные документы за поставленные ресурсы вплоть до апреля 2009 года, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что ответчик в период с 2006 по 2009 годы эксплуатировал системы коммунальной инфраструктуры, используемые для обеспечения ООО «Золотой ключ» холодной водой, то есть действовал в качестве организации коммунального комплекса.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В частности, органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьёй 5 применяемого закона такие органы регулирования осуществляют расчет цен (тарифов) для различных категорий потребителей, устанавливаемых организацией коммунального комплекса.
Между тем сведений о том, что тарифы для ООО «Экспонент» на водоснабжение были установлены регулирующим органом, отсутствуют. Наоборот, документы, представленные РСТ Нижегородской области письмом от 03.12.2009 №516-4255, позволяют убедиться в том, что цены на поставляемые услуги по водоснабжению ООО «Экспонент» регулирующим органом не определялись.
При этом следует учесть тот факт, что самостоятельно ООО «Экспонент» производство холодной воды не осуществляло, а покупало ресурс у ОАО «Нижегородский водоканал», будучи абонентом названного общества. В частности, между ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Экспонент» заключен договор № 329 на отпуск воды и приём сточных вод от 01 ноября 2008 года.
Между тем администрацией города Нижнего Новгорода постановлением от 26 ноября 2008 года № 5566 установлены тарифы на соответствующие услуги, оказываемые ОАО «Нижегородский водоканал» в размере 7,67 руб. за 1 кубометр воды по одноставочному тарифу, а также 7,67 руб. за поставку воды и 8,21 руб. за содержание системы холодного водоснабжения соответственно.
Та плата, которую взимало в 2009 году ООО «Экспонент» за аналогичные услуги, существенным образом отличается от установленных администрацией г. Нижнего Новгорода цен и свидетельствует о том, что ООО «Экспонент» не просто осуществляло транспортировку воды от ОАО «Нижегородский водоканал» к ООО «Золотой ключ», но вело самостоятельную деятельность на рынке водоснабжения.
Таким образом, ООО «Экспонент» поставляло услуги водоснабжения ООО «Золотой ключ» по свободно определённым ценам, не соблюдая тем самым действующее законодательство в сфере функционирования организаций коммунального комплекса и ущемляя интересы ООО «Золотой ключ».
Нарушение закреплённого нормативными правовыми актами порядка ценообразования является формой злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и влечёт ущемление интересов третьих лиц. Такое поведение противоречит части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В рассматриваемой ситуации следует признать, что ООО «Золотой ключ» не имело возможности приобрести необходимые ему ресурсы (и сопутствующие услуги) у какого-либо иного продавца, нежели его контрагент – ООО «Экспонент», поскольку энергопринимающие устройства заявителя присоединены только к системам водоснабжения, которыми обладало ООО «Экспонент».
С учётом всех изложенных обстоятельств следует заключить, что ООО «Экспонент» за счёт эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры занимало доминирующее положение на локальном рынке водоснабжения в границах имевшихся у него во владении и пользовании водопроводных сетей и имело возможность в одностороннем порядке определять условия обращения данного товара на этом рынке.
Доминирующее положение ООО «Экспонент» подтверждается имеющимися в деле документами и представителем ответчика по существу не отрицается.
В то же время те обстоятельства, что ООО «Золотой ключ» было вынуждено оплачивать поставленный ему товар по цене, в 14 раз превышающей цену организации (ОАО «Нижегородский водоканал»), производящей и поставляющей такой же ресурс своим потребителям (и в том числе самому ООО «Экспонент»), позволяет сделать вывод и о том, что ООО «Экспонент» этим положением злоупотребляло, нарушая интересы своего покупателя.
Действуя таким образом, ООО «Экспонент» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как результат, наиболее эффективным способом устранения нарушения, совершённого ООО «Экспонент» и зафиксированного в настоящем решении, является понуждение ответчика обратиться в специальный орган, уполномоченный государством на расчёт и установление тарифов в сфере водоснабжения.
Согласно пояснениям представителя ответчика, в настоящее время системы водоснабжения, ранее эксплуатировавшиеся ООО «Экспонент», выбыли из обладания общества.
Утверждения ответчика не опровергаются собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами. По этим причинам выдача ООО «Экспонент» какого-либо предписания не представляется возможной.
В итоге, комиссия Нижегородского УФАС России констатирует, что выдача какого-либо предписания, направленного на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в данном случае невозможна.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 
решила:
 
1.     Признать ООО «Экспонент» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере водоснабжения.
2.     Предписание по делу ответчику не выдавать.
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
 
Председатель комиссии                                                              Ю. Н. Гребнев
 
Члены комиссии                                                                         М.А. Валитов 
 
Л. А. Камильская
 
И. В. Рябухина
 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7039 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09 в отношении ООО «Экспонент» (заявитель– ООО «Золотой ключ») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7039 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320753347 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

                                
№ 02/160
Решение
по делу № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09
 
14 января 2010 года                                                              г. Нижний Новгород
 
Резолютивная часть объявлена 23 декабря 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в следующем составе: 
 

- Гребнев Ю. Н.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- Валитов М. А.
-
член комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля;
- Камильская Л. А.
-
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Рябухина И. В.
-
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий,-

 
с участием:
 

-Скворцова А. В.
-
представителя ООО «Золотой ключ» по доверенности от 12.10.2009 (присутствовал до перерыва);
-Войновой Н. А.
представителя ООО «Экспонент» по доверенности от 10.11.2009 г.,

 
рассмотрев в заседании от 23 декабря 2009 года дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «Экспонент»,
 
 
установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «Золотой ключ» (далее – ООО «Золотой ключ»), которое сообщило о нарушении своих прав в результате действий общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» (ООО «Экспонент») и просило в связи с этим принять меры антимонопольного реагирования. 
Как следовало из заявления, энергопринимающие устройства, посредством которых поступает холодная вода в ООО «Золотой ключ», расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная,     д. 83, присоединены к объектам водоснабжения  ООО «Экспонент» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96).
Таким образом, ООО «Золотой ключ» получает воду от ООО «Экспонент», вследствие чего для урегулирования отношений сторон заключен договор на отпуск воды от 1 января 2006 года № 149/6.
При этом установлены следующие цены на ресурсы: поставка воды –            4, 4 руб. и услуга по передаче – 6, 15 руб.(без НДС). Кроме того, договором предусматривалась «надбавка» в размере 0, 82 руб. без учета НДС.
С развитием договорных отношений ООО «Экспонент» сначала (с 11.12.2006) увеличило стоимость оказываемых услуг до 22 руб. за 1 кубометр воды без НДС, а затем (с 19.02.2007) до 25,05 руб. без НДС за 1 куб. м воды.
В конце января 2009 года ООО «Экспонент» сообщило об очередном повышении названных цен до 93,7 руб. за кубометр воды.
В итоге потребитель отказался оплатить поставленные по такой цене услуги водоснабжения до выяснения порядка ценообразования, применяемого ООО «Экспонент».
13 апреля 2009 года ООО «Экспонент» без предварительного уведомления потребителя прекратило водоснабжение ООО «Золотой ключ».
По итогам анализа указанной ситуации Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам злоупотребления ООО «Экспонент» своим доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На заседании комиссии представители заявителя изложенные выше доводы поддержали, указывая на ущемление интересов ООО «Золотой ключ», просили признать ответчика нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», обязать его произвести перерасчёт за поставленные услуги.
Кроме того, ООО «Золотой ключ» сообщило, что обращалось в региональную службу по тарифам Нижегородской области с просьбой проверить обоснованность применяемых ООО «Экспонент» для расчётов за поставленные услуги тарифов. В результате проверки, проведённой РСТ Нижегородской области, было установлено нарушение порядка ценообразования и выдано предписание ответчику, однако последний не предпринял никаких мер после этого. В настоящее время вода к ООО «Золотой ключ» так и не поступает.
Представитель ответчика пояснила, что в настоящее время (в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 6 октября 2009 года № А43-7138/2009-33-110) введено конкурсное производство в отношении ООО «Экспонент», общество подлежит ликвидации.
Полагая, что лицо, управляющее в настоящее время ООО «Экспонент», не должно нести ответственности за нарушения, допущенные предыдущим руководством, просила настоящее дело прекратить.
Изучив собранные в рамках рассмотрения дела материалы, заслушав пояснения заявителя и ответчика, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, поставки электрической энергии и тепла, а также вывоза и утилизации отходов.
Согласно определению «организации коммунального комплекса», данному в статье 2 приводимого нормативного правового акта, такой организацией признаётся юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учётом имеющихся сведений о том, что ООО «Экспонент» оказывало ООО «Золотой ключ» услуги по водоснабжению в рамках договора на отпуск воды, в адрес заявителя выставлялись платёжные документы за поставленные ресурсы вплоть до апреля 2009 года, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что ответчик в период с 2006 по 2009 годы эксплуатировал системы коммунальной инфраструктуры, используемые для обеспечения ООО «Золотой ключ» холодной водой, то есть действовал в качестве организации коммунального комплекса.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В частности, органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьёй 5 применяемого закона такие органы регулирования осуществляют расчет цен (тарифов) для различных категорий потребителей, устанавливаемых организацией коммунального комплекса.
Между тем сведений о том, что тарифы для ООО «Экспонент» на водоснабжение были установлены регулирующим органом, отсутствуют. Наоборот, документы, представленные РСТ Нижегородской области письмом от 03.12.2009 №516-4255, позволяют убедиться в том, что цены на поставляемые услуги по водоснабжению ООО «Экспонент» регулирующим органом не определялись.
При этом следует учесть тот факт, что самостоятельно ООО «Экспонент» производство холодной воды не осуществляло, а покупало ресурс у ОАО «Нижегородский водоканал», будучи абонентом названного общества. В частности, между ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Экспонент» заключен договор № 329 на отпуск воды и приём сточных вод от 01 ноября 2008 года.
Между тем администрацией города Нижнего Новгорода постановлением от 26 ноября 2008 года № 5566 установлены тарифы на соответствующие услуги, оказываемые ОАО «Нижегородский водоканал» в размере 7,67 руб. за 1 кубометр воды по одноставочному тарифу, а также 7,67 руб. за поставку воды и 8,21 руб. за содержание системы холодного водоснабжения соответственно.
Та плата, которую взимало в 2009 году ООО «Экспонент» за аналогичные услуги, существенным образом отличается от установленных администрацией г. Нижнего Новгорода цен и свидетельствует о том, что ООО «Экспонент» не просто осуществляло транспортировку воды от ОАО «Нижегородский водоканал» к ООО «Золотой ключ», но вело самостоятельную деятельность на рынке водоснабжения.
Таким образом, ООО «Экспонент» поставляло услуги водоснабжения ООО «Золотой ключ» по свободно определённым ценам, не соблюдая тем самым действующее законодательство в сфере функционирования организаций коммунального комплекса и ущемляя интересы ООО «Золотой ключ».
Нарушение закреплённого нормативными правовыми актами порядка ценообразования является формой злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и влечёт ущемление интересов третьих лиц. Такое поведение противоречит части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В рассматриваемой ситуации следует признать, что ООО «Золотой ключ» не имело возможности приобрести необходимые ему ресурсы (и сопутствующие услуги) у какого-либо иного продавца, нежели его контрагент – ООО «Экспонент», поскольку энергопринимающие устройства заявителя присоединены только к системам водоснабжения, которыми обладало ООО «Экспонент».
С учётом всех изложенных обстоятельств следует заключить, что ООО «Экспонент» за счёт эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры занимало доминирующее положение на локальном рынке водоснабжения в границах имевшихся у него во владении и пользовании водопроводных сетей и имело возможность в одностороннем порядке определять условия обращения данного товара на этом рынке.
Доминирующее положение ООО «Экспонент» подтверждается имеющимися в деле документами и представителем ответчика по существу не отрицается.
В то же время те обстоятельства, что ООО «Золотой ключ» было вынуждено оплачивать поставленный ему товар по цене, в 14 раз превышающей цену организации (ОАО «Нижегородский водоканал»), производящей и поставляющей такой же ресурс своим потребителям (и в том числе самому ООО «Экспонент»), позволяет сделать вывод и о том, что ООО «Экспонент» этим положением злоупотребляло, нарушая интересы своего покупателя.
Действуя таким образом, ООО «Экспонент» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как результат, наиболее эффективным способом устранения нарушения, совершённого ООО «Экспонент» и зафиксированного в настоящем решении, является понуждение ответчика обратиться в специальный орган, уполномоченный государством на расчёт и установление тарифов в сфере водоснабжения.
Согласно пояснениям представителя ответчика, в настоящее время системы водоснабжения, ранее эксплуатировавшиеся ООО «Экспонент», выбыли из обладания общества.
Утверждения ответчика не опровергаются собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами. По этим причинам выдача ООО «Экспонент» какого-либо предписания не представляется возможной.
В итоге, комиссия Нижегородского УФАС России констатирует, что выдача какого-либо предписания, направленного на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в данном случае невозможна.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 
решила:
 
1.     Признать ООО «Экспонент» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере водоснабжения.
2.     Предписание по делу ответчику не выдавать.
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
 
Председатель комиссии                                                              Ю. Н. Гребнев
 
Члены комиссии                                                                         М.А. Валитов 
 
Л. А. Камильская
 
И. В. Рябухина
 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

                                
№ 02/160
Решение
по делу № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09
 
14 января 2010 года                                                              г. Нижний Новгород
 
Резолютивная часть объявлена 23 декабря 2009 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в следующем составе: 
 

- Гребнев Ю. Н.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- Валитов М. А.
-
член комиссии, начальник отдела антимонопольного контроля;
- Камильская Л. А.
-
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Рябухина И. В.
-
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий,-
 
с участием:
 

-Скворцова А. В.
-
представителя ООО «Золотой ключ» по доверенности от 12.10.2009 (присутствовал до перерыва);
-Войновой Н. А.
представителя ООО «Экспонент» по доверенности от 10.11.2009 г.,
 
рассмотрев в заседании от 23 декабря 2009 года дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «Экспонент»,
 
 
установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение общества с ограниченной ответственностью «Золотой ключ» (далее – ООО «Золотой ключ»), которое сообщило о нарушении своих прав в результате действий общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» (ООО «Экспонент») и просило в связи с этим принять меры антимонопольного реагирования. 
Как следовало из заявления, энергопринимающие устройства, посредством которых поступает холодная вода в ООО «Золотой ключ», расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная,     д. 83, присоединены к объектам водоснабжения  ООО «Экспонент» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96).
Таким образом, ООО «Золотой ключ» получает воду от ООО «Экспонент», вследствие чего для урегулирования отношений сторон заключен договор на отпуск воды от 1 января 2006 года № 149/6.
При этом установлены следующие цены на ресурсы: поставка воды –            4, 4 руб. и услуга по передаче – 6, 15 руб.(без НДС). Кроме того, договором предусматривалась «надбавка» в размере 0, 82 руб. без учета НДС.
С развитием договорных отношений ООО «Экспонент» сначала (с 11.12.2006) увеличило стоимость оказываемых услуг до 22 руб. за 1 кубометр воды без НДС, а затем (с 19.02.2007) до 25,05 руб. без НДС за 1 куб. м воды.
В конце января 2009 года ООО «Экспонент» сообщило об очередном повышении названных цен до 93,7 руб. за кубометр воды.
В итоге потребитель отказался оплатить поставленные по такой цене услуги водоснабжения до выяснения порядка ценообразования, применяемого ООО «Экспонент».
13 апреля 2009 года ООО «Экспонент» без предварительного уведомления потребителя прекратило водоснабжение ООО «Золотой ключ».
По итогам анализа указанной ситуации Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам злоупотребления ООО «Экспонент» своим доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На заседании комиссии представители заявителя изложенные выше доводы поддержали, указывая на ущемление интересов ООО «Золотой ключ», просили признать ответчика нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», обязать его произвести перерасчёт за поставленные услуги.
Кроме того, ООО «Золотой ключ» сообщило, что обращалось в региональную службу по тарифам Нижегородской области с просьбой проверить обоснованность применяемых ООО «Экспонент» для расчётов за поставленные услуги тарифов. В результате проверки, проведённой РСТ Нижегородской области, было установлено нарушение порядка ценообразования и выдано предписание ответчику, однако последний не предпринял никаких мер после этого. В настоящее время вода к ООО «Золотой ключ» так и не поступает.
Представитель ответчика пояснила, что в настоящее время (в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 6 октября 2009 года № А43-7138/2009-33-110) введено конкурсное производство в отношении ООО «Экспонент», общество подлежит ликвидации.
Полагая, что лицо, управляющее в настоящее время ООО «Экспонент», не должно нести ответственности за нарушения, допущенные предыдущим руководством, просила настоящее дело прекратить.
Изучив собранные в рамках рассмотрения дела материалы, заслушав пояснения заявителя и ответчика, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» устанавливает основы ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, поставки электрической энергии и тепла, а также вывоза и утилизации отходов.
Согласно определению «организации коммунального комплекса», данному в статье 2 приводимого нормативного правового акта, такой организацией признаётся юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учётом имеющихся сведений о том, что ООО «Экспонент» оказывало ООО «Золотой ключ» услуги по водоснабжению в рамках договора на отпуск воды, в адрес заявителя выставлялись платёжные документы за поставленные ресурсы вплоть до апреля 2009 года, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что ответчик в период с 2006 по 2009 годы эксплуатировал системы коммунальной инфраструктуры, используемые для обеспечения ООО «Золотой ключ» холодной водой, то есть действовал в качестве организации коммунального комплекса.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В частности, органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.
В соответствии со статьёй 5 применяемого закона такие органы регулирования осуществляют расчет цен (тарифов) для различных категорий потребителей, устанавливаемых организацией коммунального комплекса.
Между тем сведений о том, что тарифы для ООО «Экспонент» на водоснабжение были установлены регулирующим органом, отсутствуют. Наоборот, документы, представленные РСТ Нижегородской области письмом от 03.12.2009 №516-4255, позволяют убедиться в том, что цены на поставляемые услуги по водоснабжению ООО «Экспонент» регулирующим органом не определялись.
При этом следует учесть тот факт, что самостоятельно ООО «Экспонент» производство холодной воды не осуществляло, а покупало ресурс у ОАО «Нижегородский водоканал», будучи абонентом названного общества. В частности, между ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Экспонент» заключен договор № 329 на отпуск воды и приём сточных вод от 01 ноября 2008 года.
Между тем администрацией города Нижнего Новгорода постановлением от 26 ноября 2008 года № 5566 установлены тарифы на соответствующие услуги, оказываемые ОАО «Нижегородский водоканал» в размере 7,67 руб. за 1 кубометр воды по одноставочному тарифу, а также 7,67 руб. за поставку воды и 8,21 руб. за содержание системы холодного водоснабжения соответственно.
Та плата, которую взимало в 2009 году ООО «Экспонент» за аналогичные услуги, существенным образом отличается от установленных администрацией г. Нижнего Новгорода цен и свидетельствует о том, что ООО «Экспонент» не просто осуществляло транспортировку воды от ОАО «Нижегородский водоканал» к ООО «Золотой ключ», но вело самостоятельную деятельность на рынке водоснабжения.
Таким образом, ООО «Экспонент» поставляло услуги водоснабжения ООО «Золотой ключ» по свободно определённым ценам, не соблюдая тем самым действующее законодательство в сфере функционирования организаций коммунального комплекса и ущемляя интересы ООО «Золотой ключ».
Нарушение закреплённого нормативными правовыми актами порядка ценообразования является формой злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и влечёт ущемление интересов третьих лиц. Такое поведение противоречит части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В рассматриваемой ситуации следует признать, что ООО «Золотой ключ» не имело возможности приобрести необходимые ему ресурсы (и сопутствующие услуги) у какого-либо иного продавца, нежели его контрагент – ООО «Экспонент», поскольку энергопринимающие устройства заявителя присоединены только к системам водоснабжения, которыми обладало ООО «Экспонент».
С учётом всех изложенных обстоятельств следует заключить, что ООО «Экспонент» за счёт эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры занимало доминирующее положение на локальном рынке водоснабжения в границах имевшихся у него во владении и пользовании водопроводных сетей и имело возможность в одностороннем порядке определять условия обращения данного товара на этом рынке.
Доминирующее положение ООО «Экспонент» подтверждается имеющимися в деле документами и представителем ответчика по существу не отрицается.
В то же время те обстоятельства, что ООО «Золотой ключ» было вынуждено оплачивать поставленный ему товар по цене, в 14 раз превышающей цену организации (ОАО «Нижегородский водоканал»), производящей и поставляющей такой же ресурс своим потребителям (и в том числе самому ООО «Экспонент»), позволяет сделать вывод и о том, что ООО «Экспонент» этим положением злоупотребляло, нарушая интересы своего покупателя.
Действуя таким образом, ООО «Экспонент» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Как результат, наиболее эффективным способом устранения нарушения, совершённого ООО «Экспонент» и зафиксированного в настоящем решении, является понуждение ответчика обратиться в специальный орган, уполномоченный государством на расчёт и установление тарифов в сфере водоснабжения.
Согласно пояснениям представителя ответчика, в настоящее время системы водоснабжения, ранее эксплуатировавшиеся ООО «Экспонент», выбыли из обладания общества.
Утверждения ответчика не опровергаются собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами. По этим причинам выдача ООО «Экспонент» какого-либо предписания не представляется возможной.
В итоге, комиссия Нижегородского УФАС России констатирует, что выдача какого-либо предписания, направленного на устранение нарушения антимонопольного законодательства, в данном случае невозможна.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,
 
решила:
 
1.     Признать ООО «Экспонент» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в сфере водоснабжения.
2.     Предписание по делу ответчику не выдавать.
 
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
 
 
Председатель комиссии                                                              Ю. Н. Гребнев
 
Члены комиссии                                                                         М.А. Валитов 
 
Л. А. Камильская
 
И. В. Рябухина
 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320753347 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )