Постановление №268-ФАС52-АД-14.31-02/02-10 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Экспонент» (заявитель по делу о нарушении антимонопольного законодательства -ООО «Золотой ключ»)

Дата публикации: 12 марта 2010, 03:00

 

 
 
№ 02/2393
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  №268-ФАС52-АД-14.31-02/02-10
 
по делу об административном правонарушении
 
 
12 марта 2010 года                                                                         г. Нижний Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев в городе Нижнем Новгороде (пл. Горького, д.6) материалы дела № 268-ФАС52-АД-14.31-02/ 02-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» (далее – ООО «Экспонент», общество), при участии:

- Добычина Ю. Г.
-
конкурсного управляющего ООО «Экспонент»;

 
установил:
 
24 февраля 2010 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» был составлен протокол об административном правонарушении в связи с совершением обществом действий, квалифицированных Нижегородским УФАС России как злоупотребление доминирующим положением на рынке водоснабжения, не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния.
Существо вменяемого обществу правонарушения заключается в том, что ООО «Экспонент», являясь единственным продавцом на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей, осуществляло продажу воды своему потребителю – ООО «Золотой ключ» - по ценам, которые определялись обществом в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
 Данные обстоятельства подтверждаются, в частности, договоромводы от 1 января 2006 года № 149/6,  на отпуск воды, а также копиями счетов-фактур, отражающих производившиеся между двумя контрагентами расчёты.
Антимонопольным органом установлено, что водопроводные устройства ООО «Золотой ключ» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 83) присоединены к водопроводным сетям, которые в 2006 – первом квартале 2009 года находились в эксплуатации ООО «Экспонент» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96). Вследствие этого обстоятельства ООО «Золотой ключ» не имеет возможности приобретать водопроводную воду у какого-либо иного лица, кроме того, которое владеет и использует сети, за счёт которых ООО «Золотой ключ» получает воду.
В связи с этим и на основании проведённого анализа и оценки состояния конкурентной среды на локальном рынке водоснабжения Нижегородским УФАС России констатировано доминирующее положение ООО «Экспонент» на рынке водоснабжения в границах рассматриваемых сетей как минимум в период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2009 года (что подтверждается, в частности, счетами- фактурами, последняя из которых исходила от общества 30 апреля 2009 года).
В этот период цены устанавливались обществом, привлекаемым к административной ответственности, самостоятельно. Указанное подтверждается как упомянутыми выше счетами – фактурами, так и материалами, представленными относительно деятельности ООО «Экспонент» региональной службой по тарифам Нижегородской области.
Между тем федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, поставки электрической энергии и тепла, а также вывоза и утилизации отходов. С учетом изложенного деятельность в сфере водоснабжения является регулируемым видом деятельности в части, касающейся определения размера платы за поставленные ресурсы.
Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, которое запрещено частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Рассмотрев в отношении ООО «Экспонент» дело № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09 о нарушении антимонопольного законодательства, Нижегородское УФАС России решением от 14 января 2010 года общество признало нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанный ненормативный акт антимонопольного органа вступил в силу и в судебном порядке не оспаривался.
В то же время статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение на рынке злоупотребления со стороны хозяйствующего субъекта.
В настоящее время (в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 6 октября 2009 года № А43-7138/2009-33-110) введено конкурсное производство в отношении ООО «Экспонент», общество подлежит ликвидации.
Представлявший интересы общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» Добычин Ю. Г. представил письменные пояснения по делу (исх. № 656 от 12 марта 2010 года) и устно сообщил, что представить истребованные в рамках административного производства материалы не в состоянии, поскольку бухгалтерская и иная документация частично утрачена, не была передана конкурсному управляющему руководителем должника.
От имени общества вину ООО «Экспонент» в совершении административного правонарушения признал, однако просил о признании смягчающим обстоятельством существования значительной суммы задолженности общества перед кредиторами (порядка 76 109 716, 98 рублей).
Изучив материалы дела, заслушав доводы конкурсного управляющего                                     ООО «Экспонент» Добычина Ю. Г., оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
Доминирующее положение ООО «Экспонент» на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей позволило обществу в одностороннем порядке определять условия обращения товара на рынке и устанавливать цены на поставляемую ООО «Золотой ключ» воду по собственному усмотрению.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим хозяйствующим субъектам запрещается злоупотреблять своим положением на товарном рынке путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» такой порядок ценообразования применительно к услугам в сфере водоснабжения нормативно закреплён. Там же установлено, что расчёт тарифов на поставку и передачу воды осуществляют специально определённые органы.
Следовательно, произвольно определяя стоимость поставляемых ООО «Золотой ключ» услуг, ООО «Экспонент» пренебрегло действующими в рассматриваемой сфере правилами ценообразования и тем самым совершило злоупотребление доминирующим положением. Продолжительность противоправного поведения субъекта охватывает, согласно имеющимся материалам, период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2009 года.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Экспонент» имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения, а равно антимонопольного законодательства, но каких-либо мер к этому не приняло.
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что РСТ Нижегородской области указывало ООО «Экспонент» на необходимость обращения в органы регулирования для установления цен как условия последующего осуществления деятельности на рынке водоснабжения, однако со стороны ООО «Экспонент» до настоящего времени такого обращения в уполномоченные в сфере регулирования тарифов органы не последовало.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения юридического лица от административной ответственности в случае малозначительности совершенного правонарушения. Между тем, исследовав характер совершенного ООО «Экспонент» правонарушения, степень общественной опасности и его последствия для потребителя – ООО «Золотой ключ»,  должностное лицо антимонопольного органа не усматривает оснований для квалификации его в качестве малозначительного.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями КоАП РФ; срок привлечения ООО «Экспонент» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
При назначении наказания должностное лицо исходит из общих правил статьи 4.1 Кодекса. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не выявлено.
Согласно санкции применяемой административно-правовой нормы (учитывается редакция статьи 14.31 КоАП РФ как на момент совершения правонарушения, так и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2009 №160-ФЗ) штраф на юридических лиц составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
В силу пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф может быть кратен сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Сумма выручки ООО «Экспонент» за период с 1 января по 30 апреля 2009 года от реализации услуг водоснабжения равна ста семидесяти одной тысяче девятнадцати (171019) рублям 21 копейке.
Сумма выручки ООО «Экспонент» от реализации всех товаров (работ, услуг) за год (2009), предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (2010), неизвестна.
Однако, учитывая, что максимальный размер штрафа ограничен одной пятидесятой совокупного размера совокупного размера выручки от реализации всех товаров, должностное лицо, назначая наказание, не располагая сведениями о значении этой суммы, вправе заключить, что размер назначаемого ООО «Экспонент» штрафа не должен быть больше одной пятидесятой (2 %) известной суммы выручки.
Таким образом,  ООО «Экспонент» может быть назначено административное наказание в виде штрафа в пределах от одной сотой до двух сотых  размера суммы выручки от реализации услуг водоснабжения.
Основываясь на правилах статей 4.1, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело, назначает ООО «Экспонент» минимальное наказание в пределах санкции статьи 14.31 Кодекса (одну сотую размера суммы выручки общества от реализации услуг водоснабжения в 2009 году).
Сумма административного штрафа в таком случае равна 1710 рублям 19 копейка (171019,21 * 0, 01).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
 
 
постановил:
 
Признать общество с ограниченной ответственностью «Экспонент» (603002, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96; ИНН 5262048538) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Экспонент» (603002, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96; ИНН 5262048538)  административное наказание в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки общества от реализации услуг водоснабжения в границах присоединённых сетей, а именно одной тысячи семисот десяти рублей девятнадцати копеек.
В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти суток (дней) со дня вручения (получения) копии постановления.
ООО «Экспонент» предлагается после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
 
stdClass Object ( [vid] => 7108 [uid] => 1 [title] => Постановление №268-ФАС52-АД-14.31-02/02-10 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Экспонент» (заявитель по делу о нарушении антимонопольного законодательства -ООО «Золотой ключ») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7108 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320753347 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 
 
№ 02/2393
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  №268-ФАС52-АД-14.31-02/02-10
 
по делу об административном правонарушении
 
 
12 марта 2010 года                                                                         г. Нижний Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев в городе Нижнем Новгороде (пл. Горького, д.6) материалы дела № 268-ФАС52-АД-14.31-02/ 02-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» (далее – ООО «Экспонент», общество), при участии:

- Добычина Ю. Г.
-
конкурсного управляющего ООО «Экспонент»;

 
установил:
 
24 февраля 2010 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» был составлен протокол об административном правонарушении в связи с совершением обществом действий, квалифицированных Нижегородским УФАС России как злоупотребление доминирующим положением на рынке водоснабжения, не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния.
Существо вменяемого обществу правонарушения заключается в том, что ООО «Экспонент», являясь единственным продавцом на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей, осуществляло продажу воды своему потребителю – ООО «Золотой ключ» - по ценам, которые определялись обществом в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
 Данные обстоятельства подтверждаются, в частности, договоромводы от 1 января 2006 года № 149/6,  на отпуск воды, а также копиями счетов-фактур, отражающих производившиеся между двумя контрагентами расчёты.
Антимонопольным органом установлено, что водопроводные устройства ООО «Золотой ключ» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 83) присоединены к водопроводным сетям, которые в 2006 – первом квартале 2009 года находились в эксплуатации ООО «Экспонент» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96). Вследствие этого обстоятельства ООО «Золотой ключ» не имеет возможности приобретать водопроводную воду у какого-либо иного лица, кроме того, которое владеет и использует сети, за счёт которых ООО «Золотой ключ» получает воду.
В связи с этим и на основании проведённого анализа и оценки состояния конкурентной среды на локальном рынке водоснабжения Нижегородским УФАС России констатировано доминирующее положение ООО «Экспонент» на рынке водоснабжения в границах рассматриваемых сетей как минимум в период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2009 года (что подтверждается, в частности, счетами- фактурами, последняя из которых исходила от общества 30 апреля 2009 года).
В этот период цены устанавливались обществом, привлекаемым к административной ответственности, самостоятельно. Указанное подтверждается как упомянутыми выше счетами – фактурами, так и материалами, представленными относительно деятельности ООО «Экспонент» региональной службой по тарифам Нижегородской области.
Между тем федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, поставки электрической энергии и тепла, а также вывоза и утилизации отходов. С учетом изложенного деятельность в сфере водоснабжения является регулируемым видом деятельности в части, касающейся определения размера платы за поставленные ресурсы.
Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, которое запрещено частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Рассмотрев в отношении ООО «Экспонент» дело № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09 о нарушении антимонопольного законодательства, Нижегородское УФАС России решением от 14 января 2010 года общество признало нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанный ненормативный акт антимонопольного органа вступил в силу и в судебном порядке не оспаривался.
В то же время статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение на рынке злоупотребления со стороны хозяйствующего субъекта.
В настоящее время (в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 6 октября 2009 года № А43-7138/2009-33-110) введено конкурсное производство в отношении ООО «Экспонент», общество подлежит ликвидации.
Представлявший интересы общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» Добычин Ю. Г. представил письменные пояснения по делу (исх. № 656 от 12 марта 2010 года) и устно сообщил, что представить истребованные в рамках административного производства материалы не в состоянии, поскольку бухгалтерская и иная документация частично утрачена, не была передана конкурсному управляющему руководителем должника.
От имени общества вину ООО «Экспонент» в совершении административного правонарушения признал, однако просил о признании смягчающим обстоятельством существования значительной суммы задолженности общества перед кредиторами (порядка 76 109 716, 98 рублей).
Изучив материалы дела, заслушав доводы конкурсного управляющего                                     ООО «Экспонент» Добычина Ю. Г., оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
Доминирующее положение ООО «Экспонент» на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей позволило обществу в одностороннем порядке определять условия обращения товара на рынке и устанавливать цены на поставляемую ООО «Золотой ключ» воду по собственному усмотрению.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим хозяйствующим субъектам запрещается злоупотреблять своим положением на товарном рынке путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» такой порядок ценообразования применительно к услугам в сфере водоснабжения нормативно закреплён. Там же установлено, что расчёт тарифов на поставку и передачу воды осуществляют специально определённые органы.
Следовательно, произвольно определяя стоимость поставляемых ООО «Золотой ключ» услуг, ООО «Экспонент» пренебрегло действующими в рассматриваемой сфере правилами ценообразования и тем самым совершило злоупотребление доминирующим положением. Продолжительность противоправного поведения субъекта охватывает, согласно имеющимся материалам, период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2009 года.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Экспонент» имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения, а равно антимонопольного законодательства, но каких-либо мер к этому не приняло.
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что РСТ Нижегородской области указывало ООО «Экспонент» на необходимость обращения в органы регулирования для установления цен как условия последующего осуществления деятельности на рынке водоснабжения, однако со стороны ООО «Экспонент» до настоящего времени такого обращения в уполномоченные в сфере регулирования тарифов органы не последовало.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения юридического лица от административной ответственности в случае малозначительности совершенного правонарушения. Между тем, исследовав характер совершенного ООО «Экспонент» правонарушения, степень общественной опасности и его последствия для потребителя – ООО «Золотой ключ»,  должностное лицо антимонопольного органа не усматривает оснований для квалификации его в качестве малозначительного.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями КоАП РФ; срок привлечения ООО «Экспонент» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
При назначении наказания должностное лицо исходит из общих правил статьи 4.1 Кодекса. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не выявлено.
Согласно санкции применяемой административно-правовой нормы (учитывается редакция статьи 14.31 КоАП РФ как на момент совершения правонарушения, так и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2009 №160-ФЗ) штраф на юридических лиц составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
В силу пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф может быть кратен сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Сумма выручки ООО «Экспонент» за период с 1 января по 30 апреля 2009 года от реализации услуг водоснабжения равна ста семидесяти одной тысяче девятнадцати (171019) рублям 21 копейке.
Сумма выручки ООО «Экспонент» от реализации всех товаров (работ, услуг) за год (2009), предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (2010), неизвестна.
Однако, учитывая, что максимальный размер штрафа ограничен одной пятидесятой совокупного размера совокупного размера выручки от реализации всех товаров, должностное лицо, назначая наказание, не располагая сведениями о значении этой суммы, вправе заключить, что размер назначаемого ООО «Экспонент» штрафа не должен быть больше одной пятидесятой (2 %) известной суммы выручки.
Таким образом,  ООО «Экспонент» может быть назначено административное наказание в виде штрафа в пределах от одной сотой до двух сотых  размера суммы выручки от реализации услуг водоснабжения.
Основываясь на правилах статей 4.1, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело, назначает ООО «Экспонент» минимальное наказание в пределах санкции статьи 14.31 Кодекса (одну сотую размера суммы выручки общества от реализации услуг водоснабжения в 2009 году).
Сумма административного штрафа в таком случае равна 1710 рублям 19 копейка (171019,21 * 0, 01).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
 
 
постановил:
 
Признать общество с ограниченной ответственностью «Экспонент» (603002, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96; ИНН 5262048538) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Экспонент» (603002, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96; ИНН 5262048538)  административное наказание в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки общества от реализации услуг водоснабжения в границах присоединённых сетей, а именно одной тысячи семисот десяти рублей девятнадцати копеек.
В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти суток (дней) со дня вручения (получения) копии постановления.
ООО «Экспонент» предлагается после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 
 
№ 02/2393
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  №268-ФАС52-АД-14.31-02/02-10
 
по делу об административном правонарушении
 
 
12 марта 2010 года                                                                         г. Нижний Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев в городе Нижнем Новгороде (пл. Горького, д.6) материалы дела № 268-ФАС52-АД-14.31-02/ 02-10 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» (далее – ООО «Экспонент», общество), при участии:

- Добычина Ю. Г.
-
конкурсного управляющего ООО «Экспонент»;
 
установил:
 
24 февраля 2010 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» был составлен протокол об административном правонарушении в связи с совершением обществом действий, квалифицированных Нижегородским УФАС России как злоупотребление доминирующим положением на рынке водоснабжения, не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния.
Существо вменяемого обществу правонарушения заключается в том, что ООО «Экспонент», являясь единственным продавцом на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей, осуществляло продажу воды своему потребителю – ООО «Золотой ключ» - по ценам, которые определялись обществом в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
 Данные обстоятельства подтверждаются, в частности, договоромводы от 1 января 2006 года № 149/6,  на отпуск воды, а также копиями счетов-фактур, отражающих производившиеся между двумя контрагентами расчёты.
Антимонопольным органом установлено, что водопроводные устройства ООО «Золотой ключ» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 83) присоединены к водопроводным сетям, которые в 2006 – первом квартале 2009 года находились в эксплуатации ООО «Экспонент» (г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96). Вследствие этого обстоятельства ООО «Золотой ключ» не имеет возможности приобретать водопроводную воду у какого-либо иного лица, кроме того, которое владеет и использует сети, за счёт которых ООО «Золотой ключ» получает воду.
В связи с этим и на основании проведённого анализа и оценки состояния конкурентной среды на локальном рынке водоснабжения Нижегородским УФАС России констатировано доминирующее положение ООО «Экспонент» на рынке водоснабжения в границах рассматриваемых сетей как минимум в период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2009 года (что подтверждается, в частности, счетами- фактурами, последняя из которых исходила от общества 30 апреля 2009 года).
В этот период цены устанавливались обществом, привлекаемым к административной ответственности, самостоятельно. Указанное подтверждается как упомянутыми выше счетами – фактурами, так и материалами, представленными относительно деятельности ООО «Экспонент» региональной службой по тарифам Нижегородской области.
Между тем федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы ценообразования в сфере водоснабжения, водоотведения, поставки электрической энергии и тепла, а также вывоза и утилизации отходов. С учетом изложенного деятельность в сфере водоснабжения является регулируемым видом деятельности в части, касающейся определения размера платы за поставленные ресурсы.
Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, которое запрещено частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Рассмотрев в отношении ООО «Экспонент» дело № 676-ФАС52-ТР-10-02/09-09 о нарушении антимонопольного законодательства, Нижегородское УФАС России решением от 14 января 2010 года общество признало нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанный ненормативный акт антимонопольного органа вступил в силу и в судебном порядке не оспаривался.
В то же время статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение на рынке злоупотребления со стороны хозяйствующего субъекта.
В настоящее время (в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 6 октября 2009 года № А43-7138/2009-33-110) введено конкурсное производство в отношении ООО «Экспонент», общество подлежит ликвидации.
Представлявший интересы общества с ограниченной ответственностью «Экспонент» Добычин Ю. Г. представил письменные пояснения по делу (исх. № 656 от 12 марта 2010 года) и устно сообщил, что представить истребованные в рамках административного производства материалы не в состоянии, поскольку бухгалтерская и иная документация частично утрачена, не была передана конкурсному управляющему руководителем должника.
От имени общества вину ООО «Экспонент» в совершении административного правонарушения признал, однако просил о признании смягчающим обстоятельством существования значительной суммы задолженности общества перед кредиторами (порядка 76 109 716, 98 рублей).
Изучив материалы дела, заслушав доводы конкурсного управляющего                                     ООО «Экспонент» Добычина Ю. Г., оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
Доминирующее положение ООО «Экспонент» на рынке водоснабжения в границах присоединённых сетей позволило обществу в одностороннем порядке определять условия обращения товара на рынке и устанавливать цены на поставляемую ООО «Золотой ключ» воду по собственному усмотрению.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим хозяйствующим субъектам запрещается злоупотреблять своим положением на товарном рынке путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» такой порядок ценообразования применительно к услугам в сфере водоснабжения нормативно закреплён. Там же установлено, что расчёт тарифов на поставку и передачу воды осуществляют специально определённые органы.
Следовательно, произвольно определяя стоимость поставляемых ООО «Золотой ключ» услуг, ООО «Экспонент» пренебрегло действующими в рассматриваемой сфере правилами ценообразования и тем самым совершило злоупотребление доминирующим положением. Продолжительность противоправного поведения субъекта охватывает, согласно имеющимся материалам, период с 1 января 2008 года по 30 апреля 2009 года.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Экспонент» имело возможность для соблюдения требований действующего законодательства в сфере водоснабжения, а равно антимонопольного законодательства, но каких-либо мер к этому не приняло.
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что РСТ Нижегородской области указывало ООО «Экспонент» на необходимость обращения в органы регулирования для установления цен как условия последующего осуществления деятельности на рынке водоснабжения, однако со стороны ООО «Экспонент» до настоящего времени такого обращения в уполномоченные в сфере регулирования тарифов органы не последовало.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения юридического лица от административной ответственности в случае малозначительности совершенного правонарушения. Между тем, исследовав характер совершенного ООО «Экспонент» правонарушения, степень общественной опасности и его последствия для потребителя – ООО «Золотой ключ»,  должностное лицо антимонопольного органа не усматривает оснований для квалификации его в качестве малозначительного.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями КоАП РФ; срок привлечения ООО «Экспонент» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
При назначении наказания должностное лицо исходит из общих правил статьи 4.1 Кодекса. Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не выявлено.
Согласно санкции применяемой административно-правовой нормы (учитывается редакция статьи 14.31 КоАП РФ как на момент совершения правонарушения, так и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2009 №160-ФЗ) штраф на юридических лиц составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
В силу пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф может быть кратен сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Сумма выручки ООО «Экспонент» за период с 1 января по 30 апреля 2009 года от реализации услуг водоснабжения равна ста семидесяти одной тысяче девятнадцати (171019) рублям 21 копейке.
Сумма выручки ООО «Экспонент» от реализации всех товаров (работ, услуг) за год (2009), предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (2010), неизвестна.
Однако, учитывая, что максимальный размер штрафа ограничен одной пятидесятой совокупного размера совокупного размера выручки от реализации всех товаров, должностное лицо, назначая наказание, не располагая сведениями о значении этой суммы, вправе заключить, что размер назначаемого ООО «Экспонент» штрафа не должен быть больше одной пятидесятой (2 %) известной суммы выручки.
Таким образом,  ООО «Экспонент» может быть назначено административное наказание в виде штрафа в пределах от одной сотой до двух сотых  размера суммы выручки от реализации услуг водоснабжения.
Основываясь на правилах статей 4.1, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело, назначает ООО «Экспонент» минимальное наказание в пределах санкции статьи 14.31 Кодекса (одну сотую размера суммы выручки общества от реализации услуг водоснабжения в 2009 году).
Сумма административного штрафа в таком случае равна 1710 рублям 19 копейка (171019,21 * 0, 01).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
 
 
постановил:
 
Признать общество с ограниченной ответственностью «Экспонент» (603002, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96; ИНН 5262048538) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Экспонент» (603002, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96; ИНН 5262048538)  административное наказание в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки общества от реализации услуг водоснабжения в границах присоединённых сетей, а именно одной тысячи семисот десяти рублей девятнадцати копеек.
В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти суток (дней) со дня вручения (получения) копии постановления.
ООО «Экспонент» предлагается после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320753347 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )