Постановление по делу об административном правонарушении № 1156-ФАС 52-АД-19.8-04/12-09 в отношении ООО «СК «Реконструкция»

Дата публикации: 18 января 2010, 03:00
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 по делу об административном правонарушении
 № 1156-ФАС 52-АД-19.8-04/12-09
 
18 января 2010 года                                                                        г. Нижний Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России, Управление)         Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев материалы дела №1156-ФАС52-АД-19.8-04/12-09 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» (далее – ООО «СК «Реконструкция», строительная компания; адрес местонахождения - 603024, г.Нижний Новгород, ул.Белинского, д.124)         
с участием представителя ООО «СК «Реконструкция» А.Л.Батурина по доверенности от 16.12.2009 №61,
 
установил:
17 декабря 2009 года Нижегородским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «СК «Реконструкция» по факту приобретения указанным лицом акций                              ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в размере 75 процентов от общего количества акций названных акционерных обществ без предварительного согласования сделок с территориальным антимонопольным органом.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили полученные Управлением сведения (первоначально из средств массовой информации, а впоследствии на совещании, проведенном Нижегородским УФАС России 17.12.2009 с представителями лиц, участвовавших в сделках, а также представителями администрации г.Нижнего Новгорода, являющейся учредителем лица, отчуждавшего акции домоуправляющих компаний) о совершении в конце ноября 2009 года обозначенных сделок купли-продажи акций домоуправляющих компаний.
В ходе проведенного административного расследования установлено следующее.
20 ноября 2009 года в городе Нижнем Новгороде между обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальная Нижегородская Компания» (адрес местонахождения: 603086, г.Нижний Новгород, ул.Керченская, д.15) и ООО «СК «Реконструкция» заключены следующие договоры:
- договор №16/09 купли-продажи акций ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в количестве 750 (Семьсот пятьдесят) штук, что составляет 75 процентов от общего количества акций хозяйственного общества; продажная стоимость всех акций 13 683 000 (Тринадцать миллионов шестьсот восемьдесят три тысячи) рублей;
- договор №17/09 купли-продажи акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советсткого района» в количестве 750 (Семьсот пятьдесят) штук, что составляет 75 процентов от общего количества акций хозяйственного общества; продажная стоимость всех акций 11 322 000 (Одиннадцать миллионов триста двадцать две тысячи) рублей.
При этом до совершения указанных сделок единственным учредителем и владельцем 100 процентов акций рассматриваемых хозяйственных обществ являлось            ООО «Коммунальная Нижегородская Компания».
Изменения в реестр акций ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» внесены независимым регистратором (закрытым акционерным обществом «Регистраторское общество «СТАТУС», оказывающим услуги по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг на основании договоров с ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» от 19.11.2009 №27-01/83-09 и с ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» от 22.10.2009 №27-01/73-09) 20 ноября 2009 года на основании передаточных распоряжений от 20.11.2009 №921 и №925 соответственно.
В результате проведенного административного расследования Управлением выявлены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ООО «СК «Реконструкция» признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ, что зафиксировано в протоколе от 11.01.2010.
Согласно данному протоколу ООО «СК «Реконструкция» не исполнило свою обязанность, установленную в части 1 статьи 28 и части 1 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по предварительному согласованию с Нижегородским УФАС России действий, подлежащих антимонопольному контролю, не направив в территориальный антимонопольный орган ходатайств о даче согласия на совершение сделок купли-продажи 75 процентов акций                         ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района». При этом обязательность указанной процедуры предварительного согласования сделок обуславливается тем, что названные акционерные общества входят в группу лиц, включенную в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр).
Представитель ООО «СК «Реконструкция» А.Л.Батурин, действующий на основании доверенности, не оспаривая факт наличия в действиях строительной компании состава правонарушения, сообщил, что общество не имело умысла на совершение правонарушения; пояснил, что при подготовке к заключению сделок купли-продажи акций домоуправляющих компаний строительной компанией исследовался вопрос о необходимости соблюдения процедуры предварительного согласования сделок с антимонопольным органом, для чего у продавца по договорам (ООО «Коммунальная Нижегородская Компания») и домоуправляющих компаний запрашивалась информация о том, включены ли данные организации в реестр. В ответ на запрос ООО «СК «Реконструкция» получило информацию о том, что необходимости в соблюдении обозначенной процедуры согласования нет, а также об отсутствии сведений о включении домоуправляющих компаний в реестр. В целях проверки данной информации специалисты ООО «СК «Реконструкция» непосредственно перед сделкой (в первой декаде декабря 2009 года) помещали официальный сайт Управления ФАС по Нижегородской области, на котором информация о реестре была недоступна (соответствующее поле «Реестр хозяйствующих субъектов» неактивно).
Вместе с тем А.Л.Батурин сообщил, что впоследствии (после заключения сделок) ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и                                   ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» проинформировали ООО «СК «Реконструкция» о том, что получали уведомление Управления о включении группы лиц, в которую входят данные акционерные общества, в реестр.
Одновременно с этим представитель ООО «СК «Реконструкция» при назначении административного наказания просил учесть, что 31.12.2009 строительной компанией в адрес Управления направлено уведомление о совершении указанных сделок в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 30 Федерального закона «О защите конкуренции».
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Строительная компания «Реконструкция», оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества, производится с предварительного согласия антимонопольного органа при выполнении одного из следующих условий:
- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции, и его группы лиц и лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей;
- одно из указанных в предыдущем абзаце лиц включено в реестр.
Таким образом, нахождение лица, приобретающего акции, и его группы лиц и/или лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц в реестре является достаточным основанием для того, чтобы заключить, что сделка, предусмотренная частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, подлежит предварительному контролю антимонопольным органом.
При этом в данном случае величина суммарной стоимости активов по последним балансам или суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год как приобретателя и его группы лиц, так и хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка, и его группы лиц не имеет значения для определения необходимости предварительного согласования сделки (до ее совершения) с антимонопольным органом.
Установлено, что группа лиц в составе ОАО «Домоуправляющая Компания Канавинского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Ленинского района»,    ОАО «Домоуправляющая Компания Московского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Приокского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района»,                              ОАО «Домоуправляющая Компания Сормовского района» включена в реестр по позиции «услуги по управлению многоквартирными домами» в географических границах г.Нижнего Новгорода с долей более чем 50 процентов (приказ Нижегородского УФАС России от 04.06.2008 №123).
При этом необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции, статей 4, 9 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, в рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один субъект хозяйственной деятельности, и включение в реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке.
Указанное находит подтверждение в пункте 12 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
Таким образом, сделки по приобретению ООО «СК «Реконструкция» права распоряжаться голосующими акциями ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» в размере семидесяти пяти процентов по каждому акционерному обществу с учетом того, что до совершения такой сделки ООО «СК «Реконструкция» не распоряжалось акциями указанных обществ, подлежали предварительному контролю антимонопольным органом.
При этом в соответствии с пунктом 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 20.09.2007 №294, ходатайство представляется в территориальный орган по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона «О защите конкуренции», в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок, указанных в статье 28 Закона о защите конкуренции, в качестве заявителей в антимонопольный орган обращаются лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных названной нормой права.
Следовательно, до момента совершения ООО «СК «Реконструкция» сделок купли-продажи 75 процентов акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и       ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» приобретатель по договорам купли-продажи акций был обязан направить ходатайства в Нижегородское УФАС России с целью согласования осуществления указанных сделок в порядке, определенном Законом о защите конкуренции.
При этом следует учитывать, что в данном случае момент совершения сделок купли-продажи акций следует определять в соответствии с датой внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг акционерных обществ о переходе прав собственности на акции.
В материалах дела имеются справки об операциях, проведенных по лицевым счетам ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» (за период с 01.11.2009 по 17.12.2009) и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» (за период с 20.11.2009 по 17.12.2009), представленных Управлению независимым регистратором - нижегородским филиалом ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», из которых следует, что операции по переходу права собственности на акции указанных домоуправляющих компаний зарегистрированы в реестрах владельцев именных ценных бумаг 20 ноября 2009 года на основании передаточных распоряжений №№921 и 925.
Следовательно, в нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации ООО «СК «Реконструкция» не исполнило свою обязанность о направлении до совершения сделок, подлежащих антимонопольному контролю, ходатайств в территориальный антимонопольный орган о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайствах, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
В статье 37 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность.
По своей конструкции вменяемое административное правонарушение является правонарушением с формальным составом.
При этом днем совершения ООО «СК «Реконструкция» административного правонарушения является день внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг о переходе прав собственности на акции домоуправляющих компаний. В рассматриваемой ситуации правонарушение совершено ООО «СК «Реконструкция» 20.11.2009, соответственно, с этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем в рамках рассмотрения настоящего дела должностное лицо Управления пришло к выводу о том, что обстоятельства, объективно препятствующие представлению строительной компанией ходатайств в территориальный антимонопольный орган до совершения искомых сделок (подписания соответствующих договоров), отсутствуют.
Так, исходя из пояснений представителя ООО «СК «Реконструкция», при подготовке к совершению сделок строительная компания исследовала вопрос о необходимости их предварительного согласования с антимонопольным органом. Исходя из того, что определенные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции показатели суммарной стоимости активов и суммарной выручки от реализации товаров не превышали установленные пределы, а также основываясь на информации продавца по договорам и домоуправляющих компаний о том, что данные хозяйствующие субъекты не включены в реестр, ООО «СК «Реконструкция» пришло к выводу, что у него отсутствовала обязанность направлять ходатайства в Нижегородское УФАС России о даче согласия на совершение сделок.
Таким образом, приобретатель акций рассматриваемых домоуправляющих компаний, основывая свои выводы о необходимости согласования совершения сделок с антимонопольным органом на недостоверной информации, не обеспечил надлежащую проверку указанных сведений, что привело к нарушению антимонопольного законодательства.
Доводы ООО «СК «Реконструкция» о том, что проверить информацию о включении домоуправляющих компаний в реестр не представлялось возможным, поскольку на официальном сайте Нижегородского УФАС России данная информация была недоступна, отклоняются как необоснованные.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса. Плата за предоставление выписки из реестра не взимается.
Следовательно, ООО «СК «Реконструкция», не проявив должной осмотрительности, не предприняло необходимых мер по выяснению и получению достоверной информации, необходимой для принятия решения об обязательности согласования рассматриваемых сделок с антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах бездействие ООО «СК «Реконструкция» образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СК «Реконструкция» и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения ООО «СК «Реконструкция» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Анализируя бездействие ООО «СК «Реконструкция» на предмет малозначительности, что предусмотрено статьей 2.9 КоАП РФ, должностное лицо приходит к заключению, что возможность освобождения данного юридического лица от административной ответственности отсутствует. При этом во внимание принимается социальная значимость товарного рынка, на котором произошло правонарушение (рынок управления многоквартирными домами), а также значительность сумм сделок (стоимость приобретенных ООО «СК «Реконструкция» пакетов акций домоуправляющих компаний превышает 10 миллионов рублей по каждой сделке).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 КоАП РФ,
 
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» (ИНН 5262084529) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.
 
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Предупредить ООО «СК «Реконструкция» о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
 
 
 
Заместитель
руководителя управления                                                                           Ю.Н. Гребнев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
stdClass Object ( [vid] => 7793 [uid] => 1 [title] => Постановление по делу об административном правонарушении № 1156-ФАС 52-АД-19.8-04/12-09 в отношении ООО «СК «Реконструкция» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7793 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320753347 [changed] => 1368778412 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368778412 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 по делу об административном правонарушении
 № 1156-ФАС 52-АД-19.8-04/12-09
 
18 января 2010 года                                                                        г. Нижний Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России, Управление)         Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев материалы дела №1156-ФАС52-АД-19.8-04/12-09 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» (далее – ООО «СК «Реконструкция», строительная компания; адрес местонахождения - 603024, г.Нижний Новгород, ул.Белинского, д.124)         
с участием представителя ООО «СК «Реконструкция» А.Л.Батурина по доверенности от 16.12.2009 №61,
 
установил:
17 декабря 2009 года Нижегородским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «СК «Реконструкция» по факту приобретения указанным лицом акций                              ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в размере 75 процентов от общего количества акций названных акционерных обществ без предварительного согласования сделок с территориальным антимонопольным органом.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили полученные Управлением сведения (первоначально из средств массовой информации, а впоследствии на совещании, проведенном Нижегородским УФАС России 17.12.2009 с представителями лиц, участвовавших в сделках, а также представителями администрации г.Нижнего Новгорода, являющейся учредителем лица, отчуждавшего акции домоуправляющих компаний) о совершении в конце ноября 2009 года обозначенных сделок купли-продажи акций домоуправляющих компаний.
В ходе проведенного административного расследования установлено следующее.
20 ноября 2009 года в городе Нижнем Новгороде между обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальная Нижегородская Компания» (адрес местонахождения: 603086, г.Нижний Новгород, ул.Керченская, д.15) и ООО «СК «Реконструкция» заключены следующие договоры:
- договор №16/09 купли-продажи акций ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в количестве 750 (Семьсот пятьдесят) штук, что составляет 75 процентов от общего количества акций хозяйственного общества; продажная стоимость всех акций 13 683 000 (Тринадцать миллионов шестьсот восемьдесят три тысячи) рублей;
- договор №17/09 купли-продажи акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советсткого района» в количестве 750 (Семьсот пятьдесят) штук, что составляет 75 процентов от общего количества акций хозяйственного общества; продажная стоимость всех акций 11 322 000 (Одиннадцать миллионов триста двадцать две тысячи) рублей.
При этом до совершения указанных сделок единственным учредителем и владельцем 100 процентов акций рассматриваемых хозяйственных обществ являлось            ООО «Коммунальная Нижегородская Компания».
Изменения в реестр акций ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» внесены независимым регистратором (закрытым акционерным обществом «Регистраторское общество «СТАТУС», оказывающим услуги по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг на основании договоров с ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» от 19.11.2009 №27-01/83-09 и с ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» от 22.10.2009 №27-01/73-09) 20 ноября 2009 года на основании передаточных распоряжений от 20.11.2009 №921 и №925 соответственно.
В результате проведенного административного расследования Управлением выявлены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ООО «СК «Реконструкция» признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ, что зафиксировано в протоколе от 11.01.2010.
Согласно данному протоколу ООО «СК «Реконструкция» не исполнило свою обязанность, установленную в части 1 статьи 28 и части 1 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по предварительному согласованию с Нижегородским УФАС России действий, подлежащих антимонопольному контролю, не направив в территориальный антимонопольный орган ходатайств о даче согласия на совершение сделок купли-продажи 75 процентов акций                         ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района». При этом обязательность указанной процедуры предварительного согласования сделок обуславливается тем, что названные акционерные общества входят в группу лиц, включенную в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр).
Представитель ООО «СК «Реконструкция» А.Л.Батурин, действующий на основании доверенности, не оспаривая факт наличия в действиях строительной компании состава правонарушения, сообщил, что общество не имело умысла на совершение правонарушения; пояснил, что при подготовке к заключению сделок купли-продажи акций домоуправляющих компаний строительной компанией исследовался вопрос о необходимости соблюдения процедуры предварительного согласования сделок с антимонопольным органом, для чего у продавца по договорам (ООО «Коммунальная Нижегородская Компания») и домоуправляющих компаний запрашивалась информация о том, включены ли данные организации в реестр. В ответ на запрос ООО «СК «Реконструкция» получило информацию о том, что необходимости в соблюдении обозначенной процедуры согласования нет, а также об отсутствии сведений о включении домоуправляющих компаний в реестр. В целях проверки данной информации специалисты ООО «СК «Реконструкция» непосредственно перед сделкой (в первой декаде декабря 2009 года) помещали официальный сайт Управления ФАС по Нижегородской области, на котором информация о реестре была недоступна (соответствующее поле «Реестр хозяйствующих субъектов» неактивно).
Вместе с тем А.Л.Батурин сообщил, что впоследствии (после заключения сделок) ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и                                   ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» проинформировали ООО «СК «Реконструкция» о том, что получали уведомление Управления о включении группы лиц, в которую входят данные акционерные общества, в реестр.
Одновременно с этим представитель ООО «СК «Реконструкция» при назначении административного наказания просил учесть, что 31.12.2009 строительной компанией в адрес Управления направлено уведомление о совершении указанных сделок в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 30 Федерального закона «О защите конкуренции».
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Строительная компания «Реконструкция», оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества, производится с предварительного согласия антимонопольного органа при выполнении одного из следующих условий:
- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции, и его группы лиц и лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей;
- одно из указанных в предыдущем абзаце лиц включено в реестр.
Таким образом, нахождение лица, приобретающего акции, и его группы лиц и/или лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц в реестре является достаточным основанием для того, чтобы заключить, что сделка, предусмотренная частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, подлежит предварительному контролю антимонопольным органом.
При этом в данном случае величина суммарной стоимости активов по последним балансам или суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год как приобретателя и его группы лиц, так и хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка, и его группы лиц не имеет значения для определения необходимости предварительного согласования сделки (до ее совершения) с антимонопольным органом.
Установлено, что группа лиц в составе ОАО «Домоуправляющая Компания Канавинского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Ленинского района»,    ОАО «Домоуправляющая Компания Московского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Приокского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района»,                              ОАО «Домоуправляющая Компания Сормовского района» включена в реестр по позиции «услуги по управлению многоквартирными домами» в географических границах г.Нижнего Новгорода с долей более чем 50 процентов (приказ Нижегородского УФАС России от 04.06.2008 №123).
При этом необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции, статей 4, 9 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, в рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один субъект хозяйственной деятельности, и включение в реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке.
Указанное находит подтверждение в пункте 12 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
Таким образом, сделки по приобретению ООО «СК «Реконструкция» права распоряжаться голосующими акциями ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» в размере семидесяти пяти процентов по каждому акционерному обществу с учетом того, что до совершения такой сделки ООО «СК «Реконструкция» не распоряжалось акциями указанных обществ, подлежали предварительному контролю антимонопольным органом.
При этом в соответствии с пунктом 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 20.09.2007 №294, ходатайство представляется в территориальный орган по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона «О защите конкуренции», в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок, указанных в статье 28 Закона о защите конкуренции, в качестве заявителей в антимонопольный орган обращаются лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных названной нормой права.
Следовательно, до момента совершения ООО «СК «Реконструкция» сделок купли-продажи 75 процентов акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и       ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» приобретатель по договорам купли-продажи акций был обязан направить ходатайства в Нижегородское УФАС России с целью согласования осуществления указанных сделок в порядке, определенном Законом о защите конкуренции.
При этом следует учитывать, что в данном случае момент совершения сделок купли-продажи акций следует определять в соответствии с датой внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг акционерных обществ о переходе прав собственности на акции.
В материалах дела имеются справки об операциях, проведенных по лицевым счетам ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» (за период с 01.11.2009 по 17.12.2009) и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» (за период с 20.11.2009 по 17.12.2009), представленных Управлению независимым регистратором - нижегородским филиалом ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», из которых следует, что операции по переходу права собственности на акции указанных домоуправляющих компаний зарегистрированы в реестрах владельцев именных ценных бумаг 20 ноября 2009 года на основании передаточных распоряжений №№921 и 925.
Следовательно, в нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации ООО «СК «Реконструкция» не исполнило свою обязанность о направлении до совершения сделок, подлежащих антимонопольному контролю, ходатайств в территориальный антимонопольный орган о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайствах, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
В статье 37 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность.
По своей конструкции вменяемое административное правонарушение является правонарушением с формальным составом.
При этом днем совершения ООО «СК «Реконструкция» административного правонарушения является день внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг о переходе прав собственности на акции домоуправляющих компаний. В рассматриваемой ситуации правонарушение совершено ООО «СК «Реконструкция» 20.11.2009, соответственно, с этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем в рамках рассмотрения настоящего дела должностное лицо Управления пришло к выводу о том, что обстоятельства, объективно препятствующие представлению строительной компанией ходатайств в территориальный антимонопольный орган до совершения искомых сделок (подписания соответствующих договоров), отсутствуют.
Так, исходя из пояснений представителя ООО «СК «Реконструкция», при подготовке к совершению сделок строительная компания исследовала вопрос о необходимости их предварительного согласования с антимонопольным органом. Исходя из того, что определенные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции показатели суммарной стоимости активов и суммарной выручки от реализации товаров не превышали установленные пределы, а также основываясь на информации продавца по договорам и домоуправляющих компаний о том, что данные хозяйствующие субъекты не включены в реестр, ООО «СК «Реконструкция» пришло к выводу, что у него отсутствовала обязанность направлять ходатайства в Нижегородское УФАС России о даче согласия на совершение сделок.
Таким образом, приобретатель акций рассматриваемых домоуправляющих компаний, основывая свои выводы о необходимости согласования совершения сделок с антимонопольным органом на недостоверной информации, не обеспечил надлежащую проверку указанных сведений, что привело к нарушению антимонопольного законодательства.
Доводы ООО «СК «Реконструкция» о том, что проверить информацию о включении домоуправляющих компаний в реестр не представлялось возможным, поскольку на официальном сайте Нижегородского УФАС России данная информация была недоступна, отклоняются как необоснованные.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса. Плата за предоставление выписки из реестра не взимается.
Следовательно, ООО «СК «Реконструкция», не проявив должной осмотрительности, не предприняло необходимых мер по выяснению и получению достоверной информации, необходимой для принятия решения об обязательности согласования рассматриваемых сделок с антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах бездействие ООО «СК «Реконструкция» образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СК «Реконструкция» и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения ООО «СК «Реконструкция» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Анализируя бездействие ООО «СК «Реконструкция» на предмет малозначительности, что предусмотрено статьей 2.9 КоАП РФ, должностное лицо приходит к заключению, что возможность освобождения данного юридического лица от административной ответственности отсутствует. При этом во внимание принимается социальная значимость товарного рынка, на котором произошло правонарушение (рынок управления многоквартирными домами), а также значительность сумм сделок (стоимость приобретенных ООО «СК «Реконструкция» пакетов акций домоуправляющих компаний превышает 10 миллионов рублей по каждой сделке).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 КоАП РФ,
 
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» (ИНН 5262084529) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.
 
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Предупредить ООО «СК «Реконструкция» о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
 
 
 
Заместитель
руководителя управления                                                                           Ю.Н. Гребнев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 по делу об административном правонарушении
 № 1156-ФАС 52-АД-19.8-04/12-09
 
18 января 2010 года                                                                        г. Нижний Новгород
 
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России, Управление)         Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев материалы дела №1156-ФАС52-АД-19.8-04/12-09 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» (далее – ООО «СК «Реконструкция», строительная компания; адрес местонахождения - 603024, г.Нижний Новгород, ул.Белинского, д.124)         
с участием представителя ООО «СК «Реконструкция» А.Л.Батурина по доверенности от 16.12.2009 №61,
 
установил:
17 декабря 2009 года Нижегородским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «СК «Реконструкция» по факту приобретения указанным лицом акций                              ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в размере 75 процентов от общего количества акций названных акционерных обществ без предварительного согласования сделок с территориальным антимонопольным органом.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили полученные Управлением сведения (первоначально из средств массовой информации, а впоследствии на совещании, проведенном Нижегородским УФАС России 17.12.2009 с представителями лиц, участвовавших в сделках, а также представителями администрации г.Нижнего Новгорода, являющейся учредителем лица, отчуждавшего акции домоуправляющих компаний) о совершении в конце ноября 2009 года обозначенных сделок купли-продажи акций домоуправляющих компаний.
В ходе проведенного административного расследования установлено следующее.
20 ноября 2009 года в городе Нижнем Новгороде между обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальная Нижегородская Компания» (адрес местонахождения: 603086, г.Нижний Новгород, ул.Керченская, д.15) и ООО «СК «Реконструкция» заключены следующие договоры:
- договор №16/09 купли-продажи акций ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в количестве 750 (Семьсот пятьдесят) штук, что составляет 75 процентов от общего количества акций хозяйственного общества; продажная стоимость всех акций 13 683 000 (Тринадцать миллионов шестьсот восемьдесят три тысячи) рублей;
- договор №17/09 купли-продажи акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советсткого района» в количестве 750 (Семьсот пятьдесят) штук, что составляет 75 процентов от общего количества акций хозяйственного общества; продажная стоимость всех акций 11 322 000 (Одиннадцать миллионов триста двадцать две тысячи) рублей.
При этом до совершения указанных сделок единственным учредителем и владельцем 100 процентов акций рассматриваемых хозяйственных обществ являлось            ООО «Коммунальная Нижегородская Компания».
Изменения в реестр акций ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» внесены независимым регистратором (закрытым акционерным обществом «Регистраторское общество «СТАТУС», оказывающим услуги по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг на основании договоров с ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» от 19.11.2009 №27-01/83-09 и с ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» от 22.10.2009 №27-01/73-09) 20 ноября 2009 года на основании передаточных распоряжений от 20.11.2009 №921 и №925 соответственно.
В результате проведенного административного расследования Управлением выявлены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ООО «СК «Реконструкция» признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ, что зафиксировано в протоколе от 11.01.2010.
Согласно данному протоколу ООО «СК «Реконструкция» не исполнило свою обязанность, установленную в части 1 статьи 28 и части 1 статьи 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», по предварительному согласованию с Нижегородским УФАС России действий, подлежащих антимонопольному контролю, не направив в территориальный антимонопольный орган ходатайств о даче согласия на совершение сделок купли-продажи 75 процентов акций                         ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района». При этом обязательность указанной процедуры предварительного согласования сделок обуславливается тем, что названные акционерные общества входят в группу лиц, включенную в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр).
Представитель ООО «СК «Реконструкция» А.Л.Батурин, действующий на основании доверенности, не оспаривая факт наличия в действиях строительной компании состава правонарушения, сообщил, что общество не имело умысла на совершение правонарушения; пояснил, что при подготовке к заключению сделок купли-продажи акций домоуправляющих компаний строительной компанией исследовался вопрос о необходимости соблюдения процедуры предварительного согласования сделок с антимонопольным органом, для чего у продавца по договорам (ООО «Коммунальная Нижегородская Компания») и домоуправляющих компаний запрашивалась информация о том, включены ли данные организации в реестр. В ответ на запрос ООО «СК «Реконструкция» получило информацию о том, что необходимости в соблюдении обозначенной процедуры согласования нет, а также об отсутствии сведений о включении домоуправляющих компаний в реестр. В целях проверки данной информации специалисты ООО «СК «Реконструкция» непосредственно перед сделкой (в первой декаде декабря 2009 года) помещали официальный сайт Управления ФАС по Нижегородской области, на котором информация о реестре была недоступна (соответствующее поле «Реестр хозяйствующих субъектов» неактивно).
Вместе с тем А.Л.Батурин сообщил, что впоследствии (после заключения сделок) ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и                                   ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» проинформировали ООО «СК «Реконструкция» о том, что получали уведомление Управления о включении группы лиц, в которую входят данные акционерные общества, в реестр.
Одновременно с этим представитель ООО «СК «Реконструкция» при назначении административного наказания просил учесть, что 31.12.2009 строительной компанией в адрес Управления направлено уведомление о совершении указанных сделок в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 30 Федерального закона «О защите конкуренции».
Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Строительная компания «Реконструкция», оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества, производится с предварительного согласия антимонопольного органа при выполнении одного из следующих условий:
- суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции, и его группы лиц и лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей;
- одно из указанных в предыдущем абзаце лиц включено в реестр.
Таким образом, нахождение лица, приобретающего акции, и его группы лиц и/или лица, акции которого приобретаются, и его группы лиц в реестре является достаточным основанием для того, чтобы заключить, что сделка, предусмотренная частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, подлежит предварительному контролю антимонопольным органом.
При этом в данном случае величина суммарной стоимости активов по последним балансам или суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год как приобретателя и его группы лиц, так и хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка, и его группы лиц не имеет значения для определения необходимости предварительного согласования сделки (до ее совершения) с антимонопольным органом.
Установлено, что группа лиц в составе ОАО «Домоуправляющая Компания Канавинского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Ленинского района»,    ОАО «Домоуправляющая Компания Московского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Приокского района», ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района»,                              ОАО «Домоуправляющая Компания Сормовского района» включена в реестр по позиции «услуги по управлению многоквартирными домами» в географических границах г.Нижнего Новгорода с долей более чем 50 процентов (приказ Нижегородского УФАС России от 04.06.2008 №123).
При этом необходимо учитывать, что исходя из положений части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции, статей 4, 9 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, в рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один субъект хозяйственной деятельности, и включение в реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке.
Указанное находит подтверждение в пункте 12 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
Таким образом, сделки по приобретению ООО «СК «Реконструкция» права распоряжаться голосующими акциями ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» в размере семидесяти пяти процентов по каждому акционерному обществу с учетом того, что до совершения такой сделки ООО «СК «Реконструкция» не распоряжалось акциями указанных обществ, подлежали предварительному контролю антимонопольным органом.
При этом в соответствии с пунктом 3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 20.09.2007 №294, ходатайство представляется в территориальный орган по месту нахождения хозяйствующего субъекта, в отношении которого совершается сделка.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона «О защите конкуренции», в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок, указанных в статье 28 Закона о защите конкуренции, в качестве заявителей в антимонопольный орган обращаются лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных названной нормой права.
Следовательно, до момента совершения ООО «СК «Реконструкция» сделок купли-продажи 75 процентов акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и       ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» приобретатель по договорам купли-продажи акций был обязан направить ходатайства в Нижегородское УФАС России с целью согласования осуществления указанных сделок в порядке, определенном Законом о защите конкуренции.
При этом следует учитывать, что в данном случае момент совершения сделок купли-продажи акций следует определять в соответствии с датой внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг акционерных обществ о переходе прав собственности на акции.
В материалах дела имеются справки об операциях, проведенных по лицевым счетам ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» (за период с 01.11.2009 по 17.12.2009) и ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» (за период с 20.11.2009 по 17.12.2009), представленных Управлению независимым регистратором - нижегородским филиалом ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», из которых следует, что операции по переходу права собственности на акции указанных домоуправляющих компаний зарегистрированы в реестрах владельцев именных ценных бумаг 20 ноября 2009 года на основании передаточных распоряжений №№921 и 925.
Следовательно, в нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации ООО «СК «Реконструкция» не исполнило свою обязанность о направлении до совершения сделок, подлежащих антимонопольному контролю, ходатайств в территориальный антимонопольный орган о даче согласия на совершение действий, указанных в ходатайствах, в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».
В статье 37 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность.
По своей конструкции вменяемое административное правонарушение является правонарушением с формальным составом.
При этом днем совершения ООО «СК «Реконструкция» административного правонарушения является день внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг о переходе прав собственности на акции домоуправляющих компаний. В рассматриваемой ситуации правонарушение совершено ООО «СК «Реконструкция» 20.11.2009, соответственно, с этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем в рамках рассмотрения настоящего дела должностное лицо Управления пришло к выводу о том, что обстоятельства, объективно препятствующие представлению строительной компанией ходатайств в территориальный антимонопольный орган до совершения искомых сделок (подписания соответствующих договоров), отсутствуют.
Так, исходя из пояснений представителя ООО «СК «Реконструкция», при подготовке к совершению сделок строительная компания исследовала вопрос о необходимости их предварительного согласования с антимонопольным органом. Исходя из того, что определенные в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции показатели суммарной стоимости активов и суммарной выручки от реализации товаров не превышали установленные пределы, а также основываясь на информации продавца по договорам и домоуправляющих компаний о том, что данные хозяйствующие субъекты не включены в реестр, ООО «СК «Реконструкция» пришло к выводу, что у него отсутствовала обязанность направлять ходатайства в Нижегородское УФАС России о даче согласия на совершение сделок.
Таким образом, приобретатель акций рассматриваемых домоуправляющих компаний, основывая свои выводы о необходимости согласования совершения сделок с антимонопольным органом на недостоверной информации, не обеспечил надлежащую проверку указанных сведений, что привело к нарушению антимонопольного законодательства.
Доводы ООО «СК «Реконструкция» о том, что проверить информацию о включении домоуправляющих компаний в реестр не представлялось возможным, поскольку на официальном сайте Нижегородского УФАС России данная информация была недоступна, отклоняются как необоснованные.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются антимонопольным органом в форме выписки заинтересованным лицам по их запросу в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса. Плата за предоставление выписки из реестра не взимается.
Следовательно, ООО «СК «Реконструкция», не проявив должной осмотрительности, не предприняло необходимых мер по выяснению и получению достоверной информации, необходимой для принятия решения об обязательности согласования рассматриваемых сделок с антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах бездействие ООО «СК «Реконструкция» образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СК «Реконструкция» и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок привлечения ООО «СК «Реконструкция» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Анализируя бездействие ООО «СК «Реконструкция» на предмет малозначительности, что предусмотрено статьей 2.9 КоАП РФ, должностное лицо приходит к заключению, что возможность освобождения данного юридического лица от административной ответственности отсутствует. При этом во внимание принимается социальная значимость товарного рынка, на котором произошло правонарушение (рынок управления многоквартирными домами), а также значительность сумм сделок (стоимость приобретенных ООО «СК «Реконструкция» пакетов акций домоуправляющих компаний превышает 10 миллионов рублей по каждой сделке).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 КоАП РФ,
 
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» (ИНН 5262084529) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Реконструкция» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.
 
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Предупредить ООО «СК «Реконструкция» о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
 
 

 

Заместитель
руководителя управления                                                                           Ю.Н. Гребнев
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Строительная компания «Реконструкция» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приобретение указанным лицом акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в размере 75 процентов от общего количества акций названных акционерных обществ без предварительного согласования сделок с территориальным антимонопольным органом

[format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Строительная компания «Реконструкция» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приобретение указанным лицом акций ОАО «Домоуправляющая Компания Советского района» и ОАО «Домоуправляющая Компания Нижегородского района» в размере 75 процентов от общего количества акций названных акционерных обществ без предварительного согласования сделок с территориальным антимонопольным органом

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-18 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320753347 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Нижегородское УФАС России )